Слайд 1 Занятие с детьми в подготовительной группе по лексической теме «Продукты
питания»
Воспитатель. Андреева С.В.
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
Уточнение представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.
Обучение
образованию относительных прилагательных (какой по материалу?).
Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 4-5 слов.
Коррекционно- развивающие:
Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить).
Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.
Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям.
Воспитывать умение слушать товарищей.
Слайд 3Оборудование:
1. Прозрачные пакетики с крупами.
2. Предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения
овощей и фруктов.
3. Плоскостные игрушки Машенька, Незнайка.
4. Мяч, пакет сока.
Слайд 4Организационный момент
Воспитатель. Сегодня мы повторим, какие бывают продукты, вспомним, как готовят
пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы.
Слайд 5Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он тоже скоро
пойдет в школу, и просит разрешения побыть на уроке и узнать много нового.
Давайте выполним артикуляционную гимнастику-подсказку она нам поможет узнать, что за тему мы сегодня будем проходить.
Правильно. Сегодня мы повторим, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы.
Слайд 6Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке,
Да калачи
- Маришке.
(Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение «колечки».)
Слайд 7Ответы на вопросы
Воспитатель. Что делает пекарь?
Дети. Пекарь печет хлеб, батоны и
т.д.
Воспитатель. Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики?
Дети. Пекарь испек сушки, калачи, бублики из муки.
Воспитатель. Назовите другие продукты из муки.
Дети. Макароны, пироги, печенье и т.д.
Воспитатель. Продукты из муки какие?
Дети. Мучные.
Слайд 8Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а не
снег».
Дети. Молоко.
Слайд 9Воспитатель. Назовите продукты из молока.
Дети. Из молока делают творог, масло, кефир…
Воспитатель. Продукты из молока какие?
Дети. Молочные.
Беседа о значении продуктов питания для человека
Слайд 11Воспитатель
Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от
слабости,
А любит только сладости.
Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?
Дети. Человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.
Слайд 14Упражнение «Пирожки с начинкой»
Дети соотносят предметные картинки с их силуэтным изображением.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь».
Воспитатель. Вспомните, как называется этот мультик. Для кого Мишка испек пирог?
Слайд 15Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и образуют
соответствующее прилагательное.
Клубника- клубничный пирог.
Пирог из капусты- капустный пирог
Дети. Это капуста- капустный пирог.
Малина - малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба – рыбный.
Слайд 16Подбор обобщающего слова
Воспитатель (показывает силуэтные изображения). Как назвать одним словом
капусту и морковь?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Начинка из овощей какая?
Дети. Овощная.
Воспитатель. Как назвать одним словом малину и землянику?
Дети. Ягоды.
Воспитатель. Начинка из ягод какая?
Дети. Ягодная.
Слайд 18Физкультминутка
Игра с мячом "Думай и отвечай"
Встаньте в круг.
Будем в повара играть,
Никому
нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Что сготовишь, назови? Воспитатель: Ты готовишь напиток из клюквы?
Какой напиток ты приготовишь?
Ребенок: Я приготовлю клюквенный напиток.
Воспитатель: Ты готовишь пирог из яблок? Какой пирог приготовишь?
Ребенок: Я приготовлю яблочный пирог.
Инструкция Воспитателя:
-...запеканку из творога? (творожную)
-...котлеты из курицы? (куриные)
-...бульон из мяса? (мясной)
-...оладьи из картофеля? (картофельные)
-...суп из рыбы? (рыбный)
-...борщ из свеклы? (свекольный)
-...компот из сливы? (сливовый)
...суп из фруктов? (фруктовый)
Слайд 19Игра какие магазины бывают.
Друзья Незнайки Винтик и Шпунтик, попросили его
купить кое-какие продукты: хлеб, сыр, конфеты, и колбасу. Но Незнайка не знает, в каком магазине они продаются . Ему написали всего лишь названия магазинов: «Каравай» , «Веселый молочник», «Сластена», «Мясник». Давайте поможем Незнайке.
Слайд 20Игра какие магазины бывают.
Ребята прочитайте названия магазинов и подумайте, что
может продаваться в этих магазинах.
Магазин «Веселый молочник»
- Дети, как вы думаете, какие продукты можно купить в магазине «Веселый молочник»? (Молоко, сметану, кефир, творог, сыр т.д.).
- А почему вы так думаете? (В названии магазина есть слово молочник. Это слово похоже на слово «молоко»).
- Как назвать эти продукты, одним словом? (Молочные).
Магазин «Сластена»
-Какие же продукты можно купить в этом магазине? (Конфеты, пастила, зефир, шоколад).
- Как называются эти продукты? (Кондитерские продукты)..
- Дети, как вы определили, что в этом магазине продаются кондитерские изделия? (Потому что эти изделия все сладкие и магазин называется «Сластена»).
Магазин «Мясник»
Какие же продукты можно купить в этом магазине?
- Какие вы знаете мясные продукты? (Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, котлеты, пельмени).
Дети, как вы определили, что в этом магазине продаются Мясные продукты.
Слайд 21Развитие фразовой речи
Игровой прием «Поможем Незнайке исправить ошибки»
Воспитатель вносит игрушку
Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.
Лена пить лимон чай. - Лена пьет лимонный чай.
Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.
Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.
Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.
Слайд 22Итог занятия
Воспитатель вместе с детьми повторяет названия группы продуктов (молочные,
мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья.
Слайд 23Список использованной литературы:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам
и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. I период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов дефектологов воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
5. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.