Слайд 1«Теоретические подходы использования компенсаторных механизмов обучения незрячих в условиях инклюзированной школы
Слайд 2Теоретическая часть.
Доклад «Теоретические подходы использования компенсаторных механизмов обучения незрячих в условиях
инклюзированной школы» Алиева А.Ш.
II. Практическая часть:
1. Из опыта работы. Трушкова Л.Н., Гайдушенко Н.Е.
III. Работа в группах .Коррекционно-развивающие цели в учебной и внеурочной деятельности незрячих учащихся: формулирование целей, обоснование их целесообразности.
Рефлексия
План
Слайд 3 КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
от лат. compensate — возмещение...— первичные адаптивные рефлекторные
реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами обстановки. К. м.— динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепенно затухают по мере развития адаптационного процесса .
Слайд 4Компенсация слепоты
(по Л.И. Солнцевой) — это целостное психическое образование (система сенсорных,
моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.
Слайд 5Коррекция – поправка, частичное исправление, изменение, дополнение, сглаживание отклонения.
Компенсация – замещения
(биологическая компенсация), результат коррекции.
Слайд 6БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ:
активное осязание более точное, чем у зрячих;
определение звука и локализация
его в пространстве лучше, чем у зрячих;
они легко могут определить границы и размеры помещения, в котором находится, стоящую мебель, количество человек в комнате;
по звукам шагов могут определить пол и возраст идущего;
подмечая в речи настроение, особенности мышления, черты характера, слепой может определить уровень образованности и интеллекта;
обоняние у них острее, чем у зрячих;
ощущение предмета на расстоянии .
Слайд 7 Дефект – нарушение зрения.
Отклонения:
1) снижен запас представлений о реальных
предметах ;
2)отсутствие или затруднение действий по подражанию;
3)большие трудности в передвижении;
4)трудности в общении, т.к. им трудно воспринимать реакцию того, с кем общаются;
5) вербализм (т.е. всё на уровне слова, а представить не могут);
6) слабая моторика, страдает мимика, отсутствие жестов;
7) физическая ослабленность, стереотипные движения (покачивания, движения головой);
8) замкнутость, отсутствие интереса играть в совместные игры.
Слайд 8
Коррекционная деятельность делится
на 4 формы:
Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.
Специальные коррекционные
занятия.
Коррекционная работа в семье.
Самокоррекция
Слайд 9 1. СБО – социально- бытовая ориентировка.
Основные направления:
-- личная
гигиена
-- одежда и обувь
-- питание
-- жилище
-- транспорт
-- семья
-- культура поведения
-- торговля
-- медпомощь
Овладение навыками СБО облегчает социально – психологическую адаптацию детей к современным условиям жизни.
Слайд 10РИТМИКА – система физических упражнений, построенная на основе связи движения с
музыкой. На таких занятиях формируется умение управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке, движениям придаётся целесообразность, стройность, уверенность.
Основные направления:
-- упражнения на связь движения с музыкой
-- элементы танцев
-- танцы
-- музыкально – ритмические и речевые игры.
Слайд 11. ЛФК – лечебная физкультура.
Основные направления:
- строевые упражнения
- основные положения и
движения рук и ног
-общеразвивающие упражнения с предметами
-дыхательные упражнения
- упражнения на ориентировку без зрительного контроля.
Слайд 12Занятия с логопедом.
Основные направления:
- общее недоразвитие речи
-постановка звуков
- логоневроз (заикание) –
специальная гимнастика на расслабление мышц и логоритмика – это сочетание движений со словами.
- дисграфия – это чёткое слышание звука и написание его в тексте, расстановка знаков препинания, умение самостоятельно найти свои ошибки.
Слайд 13 Развитие осязания и мелкой моторики – это упражнения и занятия
с различными предметами и поверхностями, развивающие пальцы рук, их чувствительность, гибкость, ручную умелость, что способствует ориентировке на рабочем месте, восприятию рельефно – точечных изображений и пособий.
Слайд 14 Пространственная ориентировка
Основные направления:
-- определение ориентиров (звуки, запахи, осязательные ориентиры:
заборы, стены, бордюры, двери, снег, асфальт, земля и т.д.)
-- составление схемы пути на приборе «Ориентир»
-- словесное описание пути
-- движение с тростью
-- представление о светофоре, прохождение перекрёстка
-- ориентировка в автобусе и на автобусной остановке
--ориентировка в общественных местах: почта, вокзал, магазин, кинотеатр, дворец культуры.
Слайд 15.Развитие мимики и пантомимики
развитие у детей мышц лица и тела участвующие
в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений;
• обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов;
• обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
• обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;
• формировать приемы воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
• развитие и совершенствование жестов и поз необходимые в коммуникативной деятельности;
• формирование интереса к общению
Слайд 16Цель
коррекционной работы
технические
наглядные
Коррекция психического развития
Коррекция физического развития
Средства коррекции
СХЕМА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
КПА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА, ЗАНЯТИЯ.
Слайд 17Ожидаемый эффект компенсации дефекта
Руководство учебной деятельностью
Формирование сенсорного опыта
Формирование умственных действий
Коррекционная направленность
методов
Формы организации коррекционной работы
Слайд 18 КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДОВ.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД – конкретизация, обобщение, выделение, образность слова,
последовательность, выдержанность, классификация, каждое слово подкреплять образом. Для незрячих нужно говорить, делая большие паузы между словами, чёткое произношение.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – обследование, ориентировка в пространстве и на листе, координация движений.
Последовательность при работе:
1. Объяснение и показ действий по каждому этапу практической работы.
2. Самостоятельное выполнение отдельного этапа практической работы, его осмысление.
3. Коррекция действий детей на данном этапе работы.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнения и совершенствование этапных действий , выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении практической работы.
Слайд 19НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ – контрастность, контуры зрительные и тактильные, яркий цвет, конкретный
цвет.
Цветовая унификация – использование цвета в двух направлениях: цвет помогает в ориентировке и цвет предметно направлен.
Слайд 20Факторы, которые определяют значение наглядности:
состав и структура нарушенных функций у ребёнка
(что ребёнок видит, поле зрения).
целевая установка на восприятие и последующее воспроизведение изучаемых объектов и процессов (что ещё плохо ребёнок усвоил, обратить на это внимание).
характерные признаки объектов и процессов, их доступность для восприятия (снять лишние детали, выделить какие- то основные фрагменты).
полнота первоначального восприятия, глубина анализа и синтеза признаков и свойств объектов и процессов, их изменения и превращения (выделение главного признака объекта: среди капусты самая распространённая форма – кочан).
включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий (уровень понятий ребёнка должен быть на уровне нормы, чем владеет зрячий, должен владеть и незрячий )
Слайд 21Благоприятные условия развития компенсаторных процессов:
1. Правильно организованная система обучения и воспитания,
предусматривающая дифференцированное построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.
2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей.
3. Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.
4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями.
5. Чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности и самостоятельности.
6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.
Литература.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 с - страница 14
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии (Лапшин В.А., Пузанов Б.П.)-страница - 89
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена-страница 46
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод, аспекты реабилитации.—Л., 1982.
Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.
5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.