Слайд 1 Тема «Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в
начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС».
Слайд 2 Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Слайд 3 Учителям нужно постоянно учиться,
ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.
Слайд 4Низкая учебная мотивация
Нежелание учиться
Проблема современной школы
Низкое качество обучения
Слайд 5Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к
тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому
(Руссо Жан-Жак)
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит
(Цицерон Марк Туллий)
Слайд 6Изменение роли ученика
Ученик – активный участник образовательного процесса
Ученик – послушный исполнитель
АМО
(активные методы обучения)
Слайд 7Что такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта учащихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
диалоге ,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии.
Слайд 8Развитие высокой мотивированности,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма
разбора и презентации материала;
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий;
подключение творчества при подготовке презентации;
соревнование команд;
азарт;
значительная доля самостоятельности на уроке;
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими ;
Слайд 9Каждому этапу урока – свои АМ
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение
целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ релаксации
АМ подведения итогов урока
Слайд 10АМ начала урока
«Поздоровайся глазами»,
«Поздоровайся локтями».
Цель : положительный настрой
на работу,
установление контакта между учениками.
Слайд 12АМО начала урока «Групповое гудение»
Упражнение помогает управлять активностью
класса. Учитель ориентируется по состоянию детей, пришедших на урок. Упражнение можно использовать как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную
Описание: Ученики стоят у своих мест. Учитель просит их начать тихое гудение. После того как все загудели, учитель спрашивает учеников, могут ли они гудеть громче.
Учитель просит класс гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить класс варьировать громкость в зависимости от положения руки учителя – гудеть громче, если рука поднимается вверх, и тише, если она опускается вниз.
В конце учитель либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить учеников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким.
Слайд 13АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
«Фруктовый сад», «Поляна снежинок».
Цель :
помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.
Слайд 15АМ релаксации
Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение,
активно подвигаться перед началом работы.
«Четыре стихии»
«Физминутка»
Слайд 16АМ презентации учебного материала
«Мозговой штурм»
«Инфо-угадайка»
Цель: представление нового материала, структурирование материала,
оживление внимания обучающихся.
Слайд 17АМО «Мозговой штурм»
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming)
— оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 18Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.
Слайд 19АМ самостоятельной работы
МЕТОД «КЛАСТЕР»
ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся
знания по той или
иной проблеме и дополнить новыми.
Слайд 20АМО «Кластер»
Приём графической систематизации материала. Автором данного приема является американец Гудлат.
Выделение
смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Мысли "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Данный прием можно использовать на любом этапе урока
Слайд 21Урок литературного чтения по теме
«Сказка Е. Чарушина «Теремок» .
«Приём
загадки»
– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.
«Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов»
(«Теремок».)
Приём «Кластер» по теме «Сказки»
Слайд 22АМО рефлексии «Мишень»
Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.
Организация: Учитель
предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Слайд 23
АМ :подведение итогов урока, рефлексия
Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги
урока и завершить работу.
«Цветик-семицветик»,
«Мудрый совет»,
«Итоговый круг»,
«Ромашка»
Слайд 24Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова
молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 25Подводя итоги…
Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является
стратегической задачей сегодняшнего дня.