Слайд 1«Дидактический потенциал
учебных заданий
как управленческий
ресурс учителя»
Доклад на семинаре ШМО
учителей начальных классов
Презентацию подготовила:
Циклева Ирина Владимировна
МОУ -Лашманская ООШ Касимовского района
Рязанской области
Слайд 2 В русле гуманизации образования разработана концепция личностно-ориентированного образования, которая делает
акцент на формирование различных компонентов личности.
Слайд 3Концептуальный признак
развивающего обучения
«Что требуется ученику для успешного выполнения данного задания, то
этим заданием и развивается»
Слайд 4ГАЛЕЕВА
Наталья Львовна
Автор технологии ИСУД
Окончила МГУ им. М.В.
Ломоносова, биологический факультет.
Учитель биологии средней школы No 196
г. Москвы.
Педагогическое кредо:
«Ученик живет здесь и сейчас».
Слайд 5Индивидуальный стиль учебной деятельности
Технология ИСУД относится к интегральным технологиям вероятностной модели.
Необходимое
условие - умение учителя определять уровень развития внутренних ресурсов, определяющих учебный успех ученика.
Слайд 6Учитель:
умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту
информацию в матрицу;
имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице;
умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Слайд 7Параметры ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)
Слайд 8Параметры ИСУД
Обученность и обучаемость
Обученность - объем и глубина знаний
ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
Обучаемость проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.
Слайд 9Уровни обучаемости
3-й уровень обучаемости - наиболее высокий, творческий.
2-й уровень - высокий,
прикладной.
1-й уровень - репродуктивный
Ниже 1-го уровня - случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности.
Слайд 102. Внимание и его характеристики
1. Объем внимания.
2. Распределение внимания.
3. Концентрация внимания.
4.
Устойчивость внимания.
5. Переключение внимания.
Слайд 11словесно-логическая;
образная;
двигательная, моторная;
Эмоциональная.
У разных людей преобладает тот или иной вид памяти.
3.
Память
Слайд 124. Модальность
Визуал - ученик, обращающий внимание на вид своей тетради, свой
внешний вид, его раздражает беспорядок на столе, доске и т.д.
Слайд 13Аудиал - часто произносит вслух то, что хочет понять, прислушивается к
себе, ведет монолог с собой. Часто смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что говорит учитель. Он лучше расскажет, чем напишет.
Слайд 14Кинестетик - чаще всего очень подвижный, легко отвлекается, легко проявляет эмоции,
часто неаккуратен, однако часто может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач.
Слайд 155. Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга.
Учащиеся с доминированием левого полушария.
Учащиеся
с доминированием правого полушария.
Слайд 166. Организационные общеучебные умения и навыки (ОУУН)
Навык планирования собственной деятельности.
Навык организации
и ведения записей в собственной тетради.
Навык самооценки.
Слайд 177. Коммуникативные ОУУН
Монологическая речь.
Способность вести конструктивный диалог.
Способность работать в команде.
Слайд 188. Информационные ОУУН
Навык смыслового чтения.
Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации.
Навык использования ТСО
для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы.
Слайд 199. Мыслительные ОУУН
Способность к:
анализу,
синтезу;
сравнению;
логике;
выводам.
Слайд 2010. Уровень мотивации:
Базовый (биологический, эмоциональный).
Познавательный (биосоциальный).
Социальный.
Социально-духовный.
Слайд 21Алгоритм деятельности учителя
учитель организует проведение контрольно - методических срезов (КМС)
для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков на материале своего предмета;
по результатам анализа КМС учитель начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня «западающих» параметров учебного успеха учеников (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации);
Слайд 22Заполненная матрица ИСУД каждого ученика является основой для выбора комфортных для
ученика заданий (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения ЗУН).
В феврале-марте учитель снова проводит контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и оценивает динамику изменений этих параметров ИСУД.
Слайд 23Использование технологии ИСУД как ресурса решения педагогических задач
Для того чтобы выяснить, почему ученик
неуспешен в предмете.
Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и приемов, развивающих ученика).
Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы.
Слайд 244. В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса.
5. Для предметной
внеурочной
деятельности.
6. Для обеспечения способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов – «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.)
7. Для управления ростом профессиональной компетентности учителя.
Слайд 25Здоровьесберегающий потенциал
Здоровьесберегающие условия учения: для обеспечения условий успеха и развития учащихся, снятия тревожности, при
обеспечении создания комфортной обучающей среды;
Здоровьесберегающие условия взаимодействия: для выстраивания «договорных» отношений учителя и ученика при оценке и самооценке учебного успеха как роста внутренних ресурсов.