Слайд 1
МКОУ ООШ Д. ПОДГОРЦЫ
ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ И ВО
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Слайд 2ПРОБЛЕМА
Работая в школе, столкнулись с такой проблемой: трудно найти контакт с
детьми. Они становятся пассивны, молчаливы на уроках. Это и натолкнуло на работу над проблемой “Технология педагогика сотрудничества на уроках и во внеклассной работе в начальных классах ”.
Слайд 3ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Учиться вместе, а не просто выполнять что-то
вместе.
Слайд 4Цели:
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств
личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)
Слайд 5ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ОБУЧЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ)
основана на использовании различных методических стратегий
и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во
взаимодействии, как:
- диалогическая, парная;
- групповая;
- игровая.
Слайд 6
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают
отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Слайд 7НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Слайд 8
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы и
тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Слайд 9
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно
которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребенка;
возрождение русских национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Слайд 10ПОСТРОЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ
соревнуются друг с другом за право называться лучшими.
приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
работают,
объединившись
в небольшие группы.
Слайд 11ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой
цели, которую можно достичь только сообща;
- распределение внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного
поощрения на всех.
Слайд 12
2.Личная ответственность каждого, т.е. индивидуальная ответственность каждого ученика: успех или неуспех
всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу.
3. . Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
Слайд 13
ДИАЛОГ – ОДНА ИЗ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА
Правилами работы в диалоге:
отвечать
на поставленный вопрос;
каждый имеет право на свою версию;
каждый имеет право поддерживать версию другого;
каждый имеет право критиковать версию другого.
Слайд 14ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ
совместная работа должна занимать не более
15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин. в 3-4 кл;
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Слайд 15ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ «ПИЛА»
Учащиеся организуются в группы по 4 - 6
человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Слайд 16ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»,
Карточка для
групп.
1. положение зоны
2. климат.
3. растения.
4. животные.
5. деятельность человека.
Слайд 17УЧИМСЯ ВМЕСТЕ
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы,
над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Слайд 18ВЫВОД:
Вовлечение учащихся в активную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование
самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.
Слайд 21ПЕРОВ. «ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»
Слайд 23ВАСНЕЦОВ «ИВАН ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»