Слайд 1«Использование интерактивных технологий
в дошкольном образовании»
Презентацию подготовила Дьячкова И.А
,воспитатель-методист
ГБДОУ № 11 «Ромашка» г.Красный Луч.
Слайд 3
«интерактив» - interact (inter - взаимный, act - действовать)
интерактивное
обучение – диалоговое обучение
пассивный метод обучения - информация поступает от
педагога к воспитаннику
активный метод обучения – взаимодействие педагога и
воспитанника
интерактивное обучение – взаимодействие
«педагог-ребенок-ребенок»
Слайд 5Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми
• II младшая группа
– работа в парах, хоровод, квест- технология, интервью;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, квест- технология, интервью, мозговой штурм, шесть шляп мышления, кейс-технология;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, квест- технология, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, кейс-технология, мозговой штурм, шесть шляп мышления;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, квест- технология , хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, кейс-технология, дерево знаний, мозговой штурм, шесть шляп мышления .
Слайд 6 «Работа в парах»
Цель: формирование навыков сотрудничества, умения выполнять задание последовательно.
Организация:
дети с помощью символов объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).
Ценность для ребенка: благотворное влияние на самоощущение, самооценку.
Особенности проведения: в пары лучше объединять детей «равных» по своему развитию.
Слайд 7«Работа в малых группах» (тройках)
Цель: формирование навыков сотрудничества в малых группах
с целью последовательного выполнения заданий.
Организация: дети делятся на группы по 3 человека, предлагая свой способ деления. Проводится активная работа внутри группы по выполнению задания в соответствии с согласованным планом, дети договариваются между собой об эффективных способах выполнения задания, оцениваю результат своей работы.
Ценность для ребенка: формирование умения договариваться друг с другом.
Особенности проведения: обратить внимание на формирование умения слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников.
Слайд 8«Хоровод»
Цель: Формирование навыков произвольного поведения (ответы на вопросы по очереди).
Организация: дети стоят
в кругу, в центре ведущий, который с помощью предмета (мяча, игрушки) учит их выполнять задания по очереди, тем самым формирует умение выслушивать ответы, не перебивая друг друга.
Ценность для ребенка: формирование коммуникативных навыков.
Особенности проведения: в младшем дошкольном возрасте ведущим может быть взрослый, а в старшем – сверстники.
Слайд 9«Цепочка»
Цель: формирует умение работать в команде.
Организация: дети стоят в кругу и
последовательно выполняют отдельные задания для получения общего результата (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т.д.).
Ценность для ребенка: наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагая варианты решения заданий.
Особенности проведения: каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи.
Слайд 10«Карусель»
Цель: формирование навыков работы в парах.
Организация: воспитатель предлагает детям по желанию (или другим
способом) объединиться в пары и встать в два круга: внутренний и внешний. Он предлагает диалог-задание. Дети из внутреннего круга остаются на месте, а из внешнего после мини-диалога делают шаг влево и оказывается в паре с новым собеседником. Каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, предложенную воспитателем или сверстником.
Ценность для ребенка: формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств.
Особенности проведения: сначала дети из внутреннего круга могут сидеть лицом к внешнему кругу, а дети из внешнего круга перемещаются по нему. Вначале лучше использовать диалоги этикетного характера: «Лучший комплимент», «Я делаю покупки», «Давай познакомимся», «Разговор в общественном месте». Более сложные диалоги-рассуждения требуют предварительной подготовки, детей необходимо настроить на диалог, предложив речевой образец.
Слайд 11«Интервью»
Цель: формирование активной диалогической речи.
Организация: дети встают в круг; «журналист» (на начальном этапе
взрослый, позже – ребенок с помощью взрослого, затем самостоятельно) с микрофоном задает вопросы детям, подводя итоги совместной деятельности. Сначала воспитатель помогает детям овладеть алгоритмом постановки вопросов, в дальнейшем вопросы они задают сами без подсказки.
Ценность для ребенка: активное развитие диалогической речи.
Особенности проведения:
-возможно проведение со второй младшей группы; во второй половине года роль микрофона выполняет сюжетная игрушка, которой ребенок рассказывает об итогах занятия, например «мне понравилось поить чаем куклу в синем платье из синей чашки»; затем дети говорят в игрушечный микрофон, ведущую роль выполняет воспитатель;
-в старшем дошкольном возрасте роль журналиста выполняет ребенок, используя алгоритм , карточки-подсказки с алгоритмом формулировки вопросов в виде символов, придуманных вместе с детьми.
Слайд 12«Аквариум»
Цель: формирование умения вести публичный диалог перед зрителями, анализировать представленную ситуацию.
Организация: группа
детей разыгрывает ситуацию, находясь в кругу, а остальные наблюдают и анализируют. Предлагается договориться, кто из детей будет в группе зрителей, а кто – в группе ведущих диалог по проблемной ситуации. Им дается возможность наблюдать со стороны, как общаются, договариваются и аргументируют свои ответы сверстники.
Ценность для ребенка: формирование социально-коммуникативных навыков, возможность увидеть эти навыки сверстников со стороны.
Особенности проведения: группы меняются местами, наблюдатели становятся в круг, предлагается аргументировать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого.
Слайд 13«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,
при которой детям предлагают высказывать, возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.
Основная цель — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением необходимо:
—собрать информацию по теме обсуждения;
—разработать цепочку вопросов к детям;
—подобрать картинки;
—продумать варианты организации продуктивной деятельности;
—иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;
—быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.
Слайд 14«Большой круг»
Цель: формирование умения публично высказывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Организация: воспитатель
предлагает обсудить проблемную ситуацию, побуждая детей к диалогу, высказыванию своей точки зрения каждым ребенком. Дети стоят в кругу, каждый ребенок высказывает свое мнение, а затем передает право высказать свою точку зрения другому, коснувшись рядом стоящего ребенка. Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию.
Ценность для ребенка: создание условий для максимального раскрытия потенциала.
Особенности проведения: воспитатель дифференцированно с помощью наводящих вопросов максимально раскрывает суждение каждого ребенка, создавая ситуацию успеха.
Слайд 15«Дерево знаний»
Цель: интеллектуальное развитие и формирование коммуникативных навыков.
Организация: воспитатель заранее готовит демонстрационный
материал в виде съемных карточек - схем с предметными картинками по определенной теме на макете «Дерево знаний». Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, затем выбирают старшего группы, который доказывает правильность выполнения задания своей группой; дети из других групп оценивают правильность ответа.
Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи.
Особенности проведения: участвуют все дети группы, малые группы могут создаваться любым способом, предложенным детьми.
Слайд 16Кейс-технология
Цель: формировать умение самостоятельно решать реальные или смоделированные педагогом проблемные
ситуации.
Организация: дети работают в команде под руководством воспитателя и ведут диалог. Им предлагается решить проблемную ситуацию, которая определяется совместно со взрослым. Педагог занимает открытую позицию, используя стимулирующие, открытые вопросы, вопросы-провокации, высказывает странности и противоречия, предлагает интеллектуальные разрывы в событиях и действиях, помогая детям выявить проблему.
Ценность для ребенка: дети учатся:
получать необходимую информацию в общении;
соотносить свои устремления с интересами других;
доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
отстаивать свою точку зрения;
принимать помощь.
Особенности проведения: воспитатель занимается самообразованием и предварительной подготовкой, пошагово продумывает ход образовательной деятельности. В случае затруднений у дошкольников активизирует мыслительный процесс с помощью наводящих вопросов, обеспечивая взаимодействие, вступает в диалог. Все дети должны быть участниками обсуждения, необходимо готовить их к изучаемой теме, так как слабая активность ребенка говорит о том, что он испытывает недостаток знаний. Нужно подводить детей к достаточно полным ответам.
Слайд 17Квест- технология
Организация: можно проводить как в помещении, или группе помещений
(перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого
Ценность для ребенка: активизация внимания и развитие познавательного интереса в ходе выполнения заданий, формирование ощущения личной заинтересованности при выполнении задания, обогащение детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения, формирование унифицированной базы знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе. . Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
Цель : в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Слайд 18Шесть Шляп Мышления
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.
Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 19Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать :
Толерантность
Творческое мышление
Критическое
мышление
Слайд 20Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у
наших детей завтра.
Джон Дьюи (педагог, социолог)