Слайд 1
Тема : «Инновационная педагогическая практика в деятельности детского сада»
2019г.
Слайд 2
Знание только тогда Знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слайд 3
В условиях реформирования системы образования
большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Слайд 4Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует
существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 5Метод проектной деятельности -
это инновационная педагогическая технология, стержнем
которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Слайд 6 В ходе осуществления проектной деятельности в ДОУ ребёнок
ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
Слайд 7 «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее
возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей – вот та самая важная и главная цель, которую необходимо использовать при организации проектной деятельности.
Моделируя цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Слайд 8Задачи:
Отличительной чертой использования метода проектов является опора
на ведущую деятельность дошкольников – игровую.
Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
Поэтому важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Слайд 9 Метод проектов может использоваться в работе с
детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Слайд 10Виды проектов:
Социально-коммуникативные
Познавательно-исследовательскне
Информационные
Творческие
Игровые
Слайд 11
Социально-коммуникативные проекты:
Цель: закрепление знаний, умений и навыков полученные детьми
на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании мини-музеев, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.
Особенности:
четко обозначенный, ориентированный на социальные
интересы результат деятельности
участников;
продуманная структура и
организация работы на
отдельных этапах.
Слайд 12
Познавательно-исследовательские проекты:
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации
об объекте, явлении, образе.
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех
вопросов»:
- Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
- Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как
нам найти ответы на вопросы?
Что мы узнали? Ответы на этот вопрос
дают воспитателю понять, чему научились дети.
Слайд 13
Информационные проекты:
Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней
участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Особенности:
- четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
продуманная структура и организация работы на отдельных этапах.
Слайд 14
Творческие проекты:
Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной
ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника).
Особенности данных проектов:
- педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
четко продуманную структуру имеет только
оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
в этих проектах может доминировать
определенный вид творчества (изобразительное,
музыкальное, художественно-речевое, театральное),
а все остальные виды деятельности его обогащают,
или все виды творческой деятельности равноправны.
Слайд 15
Игровые проекты:
Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с
элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Особенности:
- структура только намечается;
- участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
проекты строятся по принципу
развивающейся интриги: дети
строят догадки, предположения,
прогнозируют результат;
ведущий вид деятельности –
ролево-игровая.
Слайд 16Авторы разных методов проектов
Метод проектов (Л.В. Свирская)
Проектная деятельность(Н.Е. Варакса, А.Н. Варакса)
Метод
проектов (С.М. Оберемок)
Слайд 17 МЕТОД ПРОЕКТОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
АВТОР ТЕХНОЛОГИИ:
СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА ОБЕРЕМОК
старший преподаватель кафедры управления Новосибирского
института повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Учебно-методическое пособие (научный редактор
канд.пед.наук, проф. Л.А. Каменщикова), Новосибирск, 2011.
Слайд 18Проект – (PROjectus),
«брошенный вперед»,
замысел в виде прообраза объекта
Метод проектов
– это педагогическая
технология, стержнем которой является
самостоятельная деятельность детей
исследовательская, познавательная
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
ПОСТИЖЕНИЕ НОВОГО
1. ВЫБОР ТЕМЫ (планирование
познавательной деятельности)
2. СБОР СВЕДЕНИЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА
3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
ТЕМЫ
ЗАПУСК ТЕМЫ МЕТОДОМ 3-х вопросов
-Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать?
- Как узнаем? (Где ?)
Задача воспитателя –
осуществить выбор темы для более
глубокого изучения и вместе с детьми
составить план предстоящей познавательной
деятельности.
2 этап
СБОР СВЕДЕНИЙ
Задача воспитателя – создать
условия для реализации познавательной
деятельности детей.
этап
ВЫБОР ПРОЕКТА (ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Задача воспитателя –
помочь детям выбрать какой проект (какие
проекты) они будут осуществлять и помочь
определить роль в проекте. Воспитатель должен
задать детям вопросы: «Почему именно этот
проект они выбирают? Что именно они хотят
получить? Что им необходимо для этого
проекта?».
Слайд 24 4 этап
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА
Задача воспитателя –
создать в группе условия для осуществления
детских замыслов.
Слайд 25 5 этап
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРОЕКТОВ
Задача воспитателя –
создать условия для того, чтобы дети имели
возможность рассказать о своей работе,
испытать чувство компетентности, гордости
за достижения, осмыслить результаты
деятельности.
Слайд 26 РИСКИ
Превращение
метода проектов в систему традиционных занятий.
Потеря интереса детей, снижение мотивации.
Ограничение введения метода проекта в одной группе детского сада.
Родители в лучшем случае только получают информацию о том, чем заняты дети.
Слайд 27 ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
Информированность.
Добровольность и возможность выбора.
Чувство успешности.
Слайд 29Таким образом,
метод проектов в работе с дошкольниками сегодня
- это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий в ДОУ.