Презентация, доклад Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Содержание

Презентация подготовлена на основе данной книгиМихайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)

Слайд 1Подготовил презентацию: Инструктор по ФИЗО МАДОУ № 46 Пахомова А.А.
Индивидуализация образования

детей дошкольного возраста
Подготовил презентацию: Инструктор по ФИЗО МАДОУ № 46 Пахомова А.А.Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Слайд 2Презентация подготовлена на основе данной книги
Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного

возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)
Презентация подготовлена на основе данной книгиМихайлова-Свирская Л.В.  Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/

Слайд 3Индивидуализация дошкольного образования
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Индивидуализация дошкольного образованияОдним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

Слайд 4В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен

ФГОС ДО выделяются:

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:Создание благоприятных условий развития

Слайд 5индивидуализация
Процесс?
Условие?
Результат?

индивидуализацияПроцесс?Условие?Результат?

Слайд 6Индивидуализация - это
С. М. Юсфин, Н.Н. Михайлова
Процесс порождения и рефлексии человеком

собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности

Л.В. Михайлова-Свирская

Самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

Индивидуализация - этоС. М. Юсфин, Н.Н. МихайловаПроцесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает

Слайд 7Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях
Как индивидуальной

программы развития, присущей каждому ребенку как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве
Как самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации;
Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания;
Как результата (продукта, персонального информационно-образовательного пространства) жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений – интегрального образа мира, реализуемого в определенном уровне ключевых компетентностей.
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях Как индивидуальной программы развития, присущей каждому ребенку как

Слайд 8Становление индивидуальности и индивидуализацию развития человека определяют:
Ведущая репрезентативная сенсорная система;
Скорость

протекания психических процессов;
Индивидуальные когнитивные стили;
Информационные потребности и познавательные интересы;
Специфическая ассимметрия мозга;
Степень выраженности креативности;
Индивидуальный информационный опыт;
Уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.
И др.

Становление индивидуальности и индивидуализацию развития человека определяют: Ведущая репрезентативная сенсорная система;Скорость протекания психических процессов;Индивидуальные когнитивные стили;Информационные потребности

Слайд 9Раннее детство (до 3-х лет)
Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая

самое действенное влияние на ход и содержание развития ребенка раннего возраста. Автономность – и условие, и результат развития инициативности и самостоятельности.
Раннее детство (до 3-х лет)Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая самое действенное влияние на ход и

Слайд 10Дошкольный период
Доминанта развития детей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности

к выбору), овладении способами социального поведения
Дошкольный периодДоминанта развития детей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности к выбору), овладении способами социального поведения

Слайд 11Возраст/ уровень развития
Пол
Стиль учения
Способности (потребности/сильные стороны)
Характер и темперамент
Интересы и самосознание
Семейная культура/семейная

среда

Умение распознать индивидуальные особенности, их причины и следствия, видеть достоинства и достижения прежде, чем недостатки (дефицитарные состояния в развитии), позволяет взрослым лучше понимать детей, принимать их, доверять им.

Индивидуаль-ные особенности

Возраст/ уровень развитияПолСтиль ученияСпособности (потребности/сильные стороны)Характер и темпераментИнтересы и самосознаниеСемейная культура/семейная средаУмение распознать индивидуальные особенности, их причины

Слайд 12Большинство факторов воздействуют на ребенка только в преломлении через основного социального

агента - семью

Природно-географические
(климат, природа, особенности местного ландшафта)

Социально-экономические условия, прежде всего условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок, а затем уже условия системы официального и внеинституционального образования

Информационно-образовательная среда

Ребенок

Движущие силы (факторы) развития заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей и природную среду, и культуру, и саму сущность антропологических истоков развития человека как биосоциального существа

Большинство факторов воздействуют на ребенка только в преломлении через основного социального агента - семьюПриродно-географические (климат, природа, особенности

Слайд 13Процесс становления личности происходит одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях

– индивидуализации и социализации в естественной (самодетерминирующейся) и искусственной (регулируемой извне) ситуации

Переходя из одной социальной ситуации в другую, из дома в детский сад, из детского сада домой, в дворовые сообщества, социальные институты детства и пр., ребенок черпает в них постоянно обновляющуюся информацию, оказывается субъектом разноуровневых разнонаправленных взаимоотношений, в которых проявляет и постоянно приобретает новый опыт.

Процесс становления личности происходит одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях – индивидуализации и социализации в естественной

Слайд 14Особенности современного Семейного пространства
Кризис семьи как института социализации
-Дезадаптация родительской семьи (конфликтная

семья, семья с антисоциальной атмосферой)
-Семейная дестабилизация (семья с одним родителем)
Неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации ребенка. (А.Г. Асмолов и др.)
Большинство семей имеют по одному ребенку
(в ряде регионов доля однодетных семей составляет более 50%)
Время просмотра детьми телепередач намного превосходит время общения их со взрослыми
Путешествия детей вместе с родителями как внутри страны, так и за ее пределами.
Особенности современного Семейного пространстваКризис семьи как института социализации-Дезадаптация родительской семьи (конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой)-Семейная дестабилизация

Слайд 15Направления для изменения практики работы детских садов
Устанавливать нормативы, соответствующие развитию детей

одного биологического возраста, невозможно и неправильно; следует отказаться от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом, а также от построения жестких образовательных программ и организации условий по принципу возрастных нормативов.
Направления для изменения практики работы детских садовУстанавливать нормативы, соответствующие развитию детей одного биологического возраста, невозможно и неправильно;

Слайд 16Направления для изменения практики работы детских садов
Педагоги-практики должны:
-стремиться к высокому уровню

развития детей, понимая, что логика развития не линейная, а более сложная и прямой причинной связи между обучением и развитием нет;
-при организации работы с детьми учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными, и по большей части не менее позитивными(конструктивными, эффективными).
Направления для изменения практики работы детских садовПедагоги-практики должны:-стремиться к высокому уровню развития детей, понимая, что логика развития

Слайд 17Направления для изменения практики работы детских садов
Занятия «школьного типа» провоцируют уровень

стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое число нарушений в эмоциональной сфере, агрессию, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста.
Наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми.
Воспитатели должны развивать устойчивость ребенка к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Направления для изменения практики работы детских садовЗанятия «школьного типа» провоцируют уровень стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое

Слайд 18Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой:
Высоко

ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми;
Соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой;
Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой:Высоко ценится личный выбор и соучастие детей

Слайд 19Направлены на становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования через поддержку собственной

познавательной активности ребенка, рассматриваются с позиции социально-деятельностного подхода, формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории (в силу понимания индивидуальности траектории развития ребенка) и от конкретного учебного содержания (областей знаний)

Цели дошкольного образования

Направлены на становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования через поддержку собственной познавательной активности ребенка, рассматриваются с позиции

Слайд 20Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными

людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей;
принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации;
управлять своим поведением и способами общения;
анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков;
регулировать конфликты;
работать самостоятельно и сотрудничать в группе;
противостоять неуверенности и сложности;
делать выбор и принимать решения;
организовывать свою работу;
извлекать пользу из опыта (своего и других людей).

Формулируются применительно к ситуации развития конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы

Задачи развития

Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); учиться

Слайд 21Цели и задачи организации работы с детьми (1,5-3 года)
Педагогическая поддержка поисково-практической

активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом).
Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний, обозначения действий, предметов и пр.
Воспитание интереса и доброжелательного отношения к окружающим (людям, объектам природы и пр.)
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.
Цели и задачи организации работы с детьми (1,5-3 года)Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего

Слайд 22Цели и задачи организации работы с детьми (3-5 лет)
Содействие дальнейшему развитию

поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов получения информации; обучение доступным способам фиксирования информации – свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью рисунков, знаков, слов, схем.
Поддержка инициативы и активности в речевом общении.
Стимулирование развития различных форм речевого творчества.
Содействие формирования опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации)
Поддержка (стимулирование) интереса к разным видам двигательной активности
Развитие двигательных навыков и умений.
Формирование навыков элементарного саморегулирования активности
Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОО
Знакомство с основами безопасности.
Приобщение к ценностям здорового образа жизни.


Цели и задачи организации работы с детьми (3-5 лет)Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских, трудовых,

Слайд 23Цели и задачи организации работы с детьми (5-7 лет)
Поддержка развития познавательной

инициативы и активности.
Содействие реализации познавательных интересов, активности в формировании целостного образа предметов, явлений, событий, отношений.
Развитие навыков рефлексивности.
Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других, самопрезентации и прзентации кооперативных действий.
Развитие двигательных навыков и умений, физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
Воспитание привычек здорового образа жизни.
Приобщение к спортивной жизни города, страны.


Цели и задачи организации работы с детьми (5-7 лет)Поддержка развития познавательной инициативы и активности.Содействие реализации познавательных интересов,

Слайд 24Уровни индивидуализации
Групповая индивидуализация


Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста

Индивидуализация на персональном

уровне
Уровни индивидуализацииГрупповая индивидуализацияИндивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возрастаИндивидуализация на персональном уровне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть