Слайд 1Подготовил презентацию: Инструктор по ФИЗО МАДОУ № 46 Пахомова А.А.
Индивидуализация образования
детей дошкольного возраста
Слайд 2Презентация подготовлена на основе данной книги
Михайлова-Свирская Л.В.
Индивидуализация образования детей дошкольного
возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)
Слайд 3Индивидуализация дошкольного образования
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Слайд 4В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен
ФГОС ДО выделяются:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Слайд 5индивидуализация
Процесс?
Условие?
Результат?
Слайд 6Индивидуализация - это
С. М. Юсфин, Н.Н. Михайлова
Процесс порождения и рефлексии человеком
собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности
Л.В. Михайлова-Свирская
Самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Слайд 7Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях
Как индивидуальной
программы развития, присущей каждому ребенку как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве
Как самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации;
Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания;
Как результата (продукта, персонального информационно-образовательного пространства) жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений – интегрального образа мира, реализуемого в определенном уровне ключевых компетентностей.
Слайд 8Становление индивидуальности и индивидуализацию развития человека определяют:
Ведущая репрезентативная сенсорная система;
Скорость
протекания психических процессов;
Индивидуальные когнитивные стили;
Информационные потребности и познавательные интересы;
Специфическая ассимметрия мозга;
Степень выраженности креативности;
Индивидуальный информационный опыт;
Уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.
И др.
Слайд 9Раннее детство (до 3-х лет)
Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая
самое действенное влияние на ход и содержание развития ребенка раннего возраста. Автономность – и условие, и результат развития инициативности и самостоятельности.
Слайд 10Дошкольный период
Доминанта развития детей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности
к выбору), овладении способами социального поведения
Слайд 11Возраст/ уровень развития
Пол
Стиль учения
Способности (потребности/сильные стороны)
Характер и темперамент
Интересы и самосознание
Семейная культура/семейная
среда
Умение распознать индивидуальные особенности, их причины и следствия, видеть достоинства и достижения прежде, чем недостатки (дефицитарные состояния в развитии), позволяет взрослым лучше понимать детей, принимать их, доверять им.
Индивидуаль-ные особенности
Слайд 12Большинство факторов воздействуют на ребенка только в преломлении через основного социального
агента - семью
Природно-географические
(климат, природа, особенности местного ландшафта)
Социально-экономические условия, прежде всего условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок, а затем уже условия системы официального и внеинституционального образования
Информационно-образовательная среда
Ребенок
Движущие силы (факторы) развития заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей и природную среду, и культуру, и саму сущность антропологических истоков развития человека как биосоциального существа
Слайд 13Процесс становления личности происходит одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях
– индивидуализации и социализации в естественной (самодетерминирующейся) и искусственной (регулируемой извне) ситуации
Переходя из одной социальной ситуации в другую, из дома в детский сад, из детского сада домой, в дворовые сообщества, социальные институты детства и пр., ребенок черпает в них постоянно обновляющуюся информацию, оказывается субъектом разноуровневых разнонаправленных взаимоотношений, в которых проявляет и постоянно приобретает новый опыт.
Слайд 14Особенности современного Семейного пространства
Кризис семьи как института социализации
-Дезадаптация родительской семьи (конфликтная
семья, семья с антисоциальной атмосферой)
-Семейная дестабилизация (семья с одним родителем)
Неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации ребенка. (А.Г. Асмолов и др.)
Большинство семей имеют по одному ребенку
(в ряде регионов доля однодетных семей составляет более 50%)
Время просмотра детьми телепередач намного превосходит время общения их со взрослыми
Путешествия детей вместе с родителями как внутри страны, так и за ее пределами.
Слайд 15Направления для изменения практики работы детских садов
Устанавливать нормативы, соответствующие развитию детей
одного биологического возраста, невозможно и неправильно; следует отказаться от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом, а также от построения жестких образовательных программ и организации условий по принципу возрастных нормативов.
Слайд 16Направления для изменения практики работы детских садов
Педагоги-практики должны:
-стремиться к высокому уровню
развития детей, понимая, что логика развития не линейная, а более сложная и прямой причинной связи между обучением и развитием нет;
-при организации работы с детьми учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными, и по большей части не менее позитивными(конструктивными, эффективными).
Слайд 17Направления для изменения практики работы детских садов
Занятия «школьного типа» провоцируют уровень
стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое число нарушений в эмоциональной сфере, агрессию, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста.
Наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми.
Воспитатели должны развивать устойчивость ребенка к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Слайд 18Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой:
Высоко
ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми;
Соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой;
Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
Слайд 19Направлены на становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования через поддержку собственной
познавательной активности ребенка, рассматриваются с позиции социально-деятельностного подхода, формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории (в силу понимания индивидуальности траектории развития ребенка) и от конкретного учебного содержания (областей знаний)
Цели дошкольного образования
Слайд 20Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными
людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей;
принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации;
управлять своим поведением и способами общения;
анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков;
регулировать конфликты;
работать самостоятельно и сотрудничать в группе;
противостоять неуверенности и сложности;
делать выбор и принимать решения;
организовывать свою работу;
извлекать пользу из опыта (своего и других людей).
Формулируются применительно к ситуации развития конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы
Задачи
развития
Слайд 21Цели и задачи организации работы с детьми (1,5-3 года)
Педагогическая поддержка поисково-практической
активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом).
Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний, обозначения действий, предметов и пр.
Воспитание интереса и доброжелательного отношения к окружающим (людям, объектам природы и пр.)
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.
Слайд 22Цели и задачи организации работы с детьми (3-5 лет)
Содействие дальнейшему развитию
поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов получения информации; обучение доступным способам фиксирования информации – свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью рисунков, знаков, слов, схем.
Поддержка инициативы и активности в речевом общении.
Стимулирование развития различных форм речевого творчества.
Содействие формирования опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации)
Поддержка (стимулирование) интереса к разным видам двигательной активности
Развитие двигательных навыков и умений.
Формирование навыков элементарного саморегулирования активности
Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОО
Знакомство с основами безопасности.
Приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Слайд 23Цели и задачи организации работы с детьми (5-7 лет)
Поддержка развития познавательной
инициативы и активности.
Содействие реализации познавательных интересов, активности в формировании целостного образа предметов, явлений, событий, отношений.
Развитие навыков рефлексивности.
Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других, самопрезентации и прзентации кооперативных действий.
Развитие двигательных навыков и умений, физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
Воспитание привычек здорового образа жизни.
Приобщение к спортивной жизни города, страны.
Слайд 24Уровни индивидуализации
Групповая индивидуализация
Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста
Индивидуализация на персональном
уровне