Слайд 1Различные формы
контроля и оценки
качества знаний учащихся.
Подготовила: учитель МОБУ СОШ
№7
Дубкова Анна Ивановна.
И труд свой пристально любя – он всех основ основа, -
Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.
А. Т. Твардовский
Слайд 2Диагностика учебного процесса
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой
проверяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Диагностика – точное определение результатов дидактического процесса.
Слайд 3ЦЕЛЬ КОНТРОЛЯ
. 1. Определение качества усвоения учащимися программного материала.
2. Диагностирование и
корректирование их знаний и умений
3. Воспитание ответственности к учебной работе.
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ
Систематичность и регулярность
Всесторонность
Объективность
Разнообразие форм проведения
Дифференцированный подход
Индивидуальный характер контроля
Быть педагогически тактичным
Слайд 6Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с
помощью разнообразных методов.
Виды, формы и методы контроля
Слайд 7Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на:
индивидуальный
(применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся);
групповой (используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения части учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий)
Формы педагогического контроля
Слайд 8фронтальный (форма контроля, при которой краткие ответы на вопросы учителя по
сравнительно небольшому объему материала, дают многие учащиеся класса, обычно с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса.)
Формы педагогического контроля
Слайд 9Три типа контроля:
Внешний контроль
Взаимный
контроль
Самоконтроль
Слайд 10Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются
в её оценке. ОЦЕНКА в образовании представляет собой установление качества приобретённых знаний , умений, навыков .
Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Термины оценка и отметка не являются синонимами, так как отметка это такое же средство оценки результатов как грамота, благодарность, похвала т.д.
Слайд 11
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ: Объективность и гласность.
Правильно установленная и выраженная
оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования познавательных интересов, положительных качеств личности.
Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Слайд 12ЦЕЛИ ОЦЕНКИ
создание обратной связи между учеником и учителем;
возможность мотивировать ученика;
развитие стремления
учиться, самосовершенствоваться;
объективно анализировать и оценивать свою деятельность;
стимулировать познание;
Слайд 13Способы выражения оценки.
Словесные
Количественные (отметка)
Молодец, хорошо, можешь лучше и т.д
2,
3, 4, 5
Слайд 19Рабочая карта урока
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:HTvywQIlXlgJ:festival.1september.ru/articles/507859/pril4.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Слайд 21 КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Ученик сам оценивает результат своей работы по «Алгоритму самооценки» :
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку? и т.д.
Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Слайд 24
Средний учитель говорит. Хороший учитель объясняет. Высший учитель показывает. Великий учитель
вдохновляет.
Уильям Артур Уорд
Слайд 27Требования к педагогическому контролю
Систематичность и регулярность
Всесторонность
Объективность
Разнообразие форм проведения
Дифференцированный подход
Индивидуальный характер контроля
Быть
Слайд 28 СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу
или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Слайд 29КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию.
За тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Слайд 30НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.)
становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания по применению знаний и умений.
Необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития(диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Слайд 31 ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи,
их решали много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Оценка - «хорошо.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации;
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации . Оценка: «отлично».
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Оценка - «превосходно».
Оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале.
Слайд 33НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Целенаправленное наблюдение;
Самооценка ученика ( лист с вопросами по саморефлексии
конкретной деятельности);
Результаты учебных проектов;
Результаты внеучебных достижений учеников.
Слайд 34НАКОПЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКА
Вместо классного журнала – средством накопления информации об образовательных
результатах ученика - портфель достижений (портфолио).
Итоговая оценка, решение о переводе на следующую ступень образования будет приниматься не на основе годовых предметных отметок, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных, ГИА), накопленных в портфолио ученика.
Слайд 35ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого
к сложному.
Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном виде, она будет развиваться.
Чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли делать это самостоятельно
Ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика.
Обеспечение личной психологической безопасности ученика
(групповая работа, самооценка, учёт мнения ребёнка).
Образовательные результаты ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
Слайд 36Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Правильно установленная и выраженная оценка учебной
деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Слайд 37Оценка и учёт результатов учебной деятельности
В России оценка знаний, формально, осуществляется
по пятибалльной шкале, а в реальности по трёхбалльной.
Критерии оценки:
«2» - бессистемные, разрозненные знания, не знает понятий, не умеет применять на практике
«3» - неполное, непоследовательное изложение, неточные определения понятий, применяет знания только с помощью
«4» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, но в ответе отдельные неточности
«5» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, качественное внешнее оформление
Слайд 38Это интересно…
В школах Украины, Молдавии введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается
школьник, который учится на «10», «11» и «12».
Во Франции учатся по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило – 18 баллов.
В финской школе к традиционным числовым методам оценивания (7-ми балльная шкала оценок – от 4-х до 10).
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ это очень хорошо, но не отлично.
В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.
Слайд 39Список используемой литературы
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей/
Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002.
Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4-е изд. М., 2002.
Слайд 40Методы педагогического контроля
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность
учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного (опрос), письменного (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчёты), практического (опыты, практические задания), машинного (с использованием информационных технологий), тестового (тесты, задания на соответствия, установление правильной последовательности) и самоконтроля.
Слайд 41Диагностика учебного процесса.
Виды, формы и методы контроля
Оценка, самооценка и учет
результатов учебной деятельности
Список используемой литературы
Содержание
В НАЧАЛО