Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
МОУ -
ШКОЛА«ЮНОСТЬ»
Ямолова
Светлана Владимировна
Слайд 2Современные дети значительно
отличаются от тех, для которых
создавалась ныне действующая
система образования.
Слайд 3Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
резко возросла информированность детей;
современные
дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления;
ограниченность общения со сверстниками.
Слайд 4
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.
Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:
личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные;
4) познавательные
Слайд 5
Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее
умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Формирование познавательных УУД
Задание №1. Не вычисляя, найди лишний пример. Объясни свой выбор.
2+4
4+4
4-2
3+4
5+4
Слайд 6
Задание №2. Покажи ежику самый короткий путь.
Задание №3. Моделирование.
Догадайся,
как можно раскрасить 5 листочков в два цвета:жёлтый и красный, так, чтобы жёлтых листочков было на 3 меньше, чем красных. Сделай схематический рисунок и выполни задание.
Задание №4. Графические диктанты.
Проводи котёнка к кошке: спустись с котёнком вниз на 4 клетки, поверни налево и пройди ещё 2 клетки, спустись вниз на 1 клетку, поверни направо и пройди ещё 5 клеток.
Вывод: Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Слайд 7Вывод: Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и
операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Слайд 8
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на
определенную проблему).
Слайд 9Вывод: Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством
постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Слайд 10
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слушать и
понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Виды заданий:
- математические эстафеты;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа ;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- игра «Учитель и ученик».
Слайд 11
Формирование коммуникативных УУД
Задание №1
. Работаем в группах. Математическая эстафета. Игроки каждой команды поочерёдно выполняют серию однотипных заданий. Задания с решением каждый игрок передаёт ученику, сидящему сзади (он должен проверить предыдущее решение, исправить ошибки). Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Задание №2. Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.
Слайд 13Вывод: Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
Слайд 14
Личностные действия позволяют сделать учения осмысленными, увязывая их с
реальными жизненными целями и ситуациями.
Виды заданий:
- участие в проектах;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Слайд 15
Вывод: Личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему,
а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Слайд 16
Что делать учителю? Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?
1. Учитель
не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний.
3. Учитель обучает школьников приемам работы в группах.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.
5. На каждом уроке используется рефлексия.