Слайд 1Формирование учебной мотивации как неотъемлемой составляющей успешной учебно-воспитательной деятельности младших школьников
Слайд 2Наблюдения показывают, что
38% учащихся испытывают страх или нежелание учиться
15% - теряют
интерес к школе по различным причинам
9% - проявляют негатив к школе по окончанию первого года обучения
Слайд 3«Ученик– это не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел,
который необходимо зажечь
Паскаль »
Слайд 4Формирование учебной мотивации – одна из составляющих успехов в учебно-воспитательном процессе.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти»
Л.Н. Толстой
Слайд 5
Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности,
связанной с удовлетворением потребностей.
.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем.
Слайд 6Учебная мотивация -
это процесс, который запускает, направляет
и поддерживает усилия, направленные
на выполнение учебной деятельности.
Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Слайд 7
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения,
желания учиться.
От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе.
Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Слайд 8
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание
учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
Слайд 9В мотивации учения важную роль играют:
Содержание
учебного
материала
организация
учебной
деятельности:
формы, методы,
приемы
Слайд 10Этапы изучения раздела, темы:
мотивационный
операционально-познавательный
рефлексивно-оценочный
Слайд 11Мотивационный этап.
Этот этап урока важен для становления мотивации учебной
деятельности. В результате поставленной цели появляется мотив деятельности, т.е. побуждение к действию.
Подготовительный этап– создание благоприятных условий и атмосферы обучения; создание положительного отношения к предмету, эмоциональный настрой учащихся на урок.
Создание учебно-проблемной ситуации
Формулировка основной учебной задачи
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Слайд 12
стихотворный настрой начала урока.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Слайд 13
:
Создание учебно-проблемной ситуации. Постановка цели урока.
Ученики 1-2 классов ещё
не умеют сами формулировать цели урока, а в целом
принимают цели учителя за свои. Они должны побудить его к дальнейшей деятельности.
Умение определять цели урока мы начинаем формировать у своих учеников, начиная с 1 класса, и обычно сочетаем игровые моменты с проблемной ситуацией.
Слайд 14
Операционально-познавательный этап.
усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и
операциями, входящими в это содержание
Слайд 15
методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся
На этом этапе урока мы
применяем самые разные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе, желание её выполнять и добиться усвоения материала. Для этого используем чередование различных видов деятельности, занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев, групповую форму работы, индивидуальный и дифференцированный подход, самостоятельную работу, ТСО, а так же нетрадиционные формы проведения урока.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и разную формулировку заданий, различную форму подачи материала
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Назови все геометрические
фигуры.
Сколько фигур каждого вида?
СОСЧИТАЙ - КА
СОСЧИТАЙ - КА
Слайд 19Использование ребусов повышает активность ребят
Слайд 22Кроссворды - «гимнастика ума»
Наука, занимающаяся описанием Земли.
Наука, изучающая прошлое человечества.
На одной
бумаге весь мир показан.
Он на плане и на карте самый главный господин.
Чертеж вида предмета сверху.
Местность, которую мы видим вокруг себя.
Специальные линии на карте, которые указывают направление север-юг.
Географические объекты, обозначенные на географической карте синим цветом.
Географические объекты, обозначенные на карте, которые указывают направление запад-восток.
Географические объекты, обозначенные на географической карте зеленым цветом.
Слайд 23
Русский язык. Разноуровневые задания
Словарные слова. 2-й класс
1) Сто одежек и все без застежек.
2) Продолжи: замечательный, послушный, …
3) Ребенок женского пола.
4) Пальто, шапка, варежки – это...
5) Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? …
По вертикали:
1) Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки.
2) Промышленное предприятие.
3) Кто в классе прибирается, моет доску?
4) Маленькие домики по улице бегут,
Девочек и мальчиков домики везут.
5) Кто учится в школе?
Слайд 24Солнце в Арктике поднимается невысоко
Зима в Арктике долгая и морозная
Солнце в
тундре освещает Землю косыми лучами
Слой вечной мерзлоты не пропускает воду
Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике
Животные имеют
толстый слой жира
Температура летом
немного выше нуля
Летом здесь теплее
Летом в тундре образуются
болотца и озерки
Даже летом почва
прогревается слабо
Слайд 25Разгадайте правило, по которому составлены схемы,
и вставьте числа в «окошки»:
Слайд 26
505*9 |И 520*9 |М
245*5 |Л 510*9 |Т
45*5 |А 245*7 |Г
245*8 |О 505*Р
Навык самостоятельной работы формируется
через задания нестандартного характера
Расположите каточки с выражениями в порядке возрастания их значений:
Проверьте себя! Переверните карточки с выражениями
и прочитайте получившееся слово: «АЛГОРИТМ».
Слайд 27Приемы:
1. Прием “Привлекательная цель”
Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел
2. Прием
“Фантастическая добавка”
Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/
КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
3. Прием “Лови ошибку”
Детям даётся текст с ошибками. Они должны его проверить и исправить их. Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку, но и доказать почему ошибка и как её исправить.
Слайд 28
Для формирования положительной мотивации учебной деятельности большое значение имеет создание учебно-проблемной
ситуации. Формирование потребностей и мотивов происходит в процессе самой деятельности. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать, а прежде эта деятельность должна вызвать у него интерес .
При создании проблемной ситуации, учащихся сталкиваются с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Слайд 29
При объяснении нового материала мы часто используем проблемно- поисковый метод, когда,
выполняя задание, дети сами приходят к выводу о необходимости новых знаний, в ходе исследовательской работы сами формулируют правило и ищут его подтверждение в учебнике. При этом формируется важный познавательный мотив –интерес к способам добывания знаний.
.
Слайд 30
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития
личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. . Разноуровневые задания – задания нескольких уровней разной степени сложности, предлагаются группам учащихся или индивидуально по выбору. Например, русский язык: 1уровень – списать текст, 2 уровень – ответить на вопросы к тексту;3 уровень – придумать продолжение к тексту; математика: 1уровень – решить задачу, 2 уровень – решить задачу разными способами, 3 уровень – изменить вопрос так, чтобы задача решалась другим действием
.
Слайд 31дифференцированные карточки
Реши задачи. 1 класс
Карточка 1 (1-ый уровень)
1 У
Кати 6 маленьких заколок и 2 большие. Сколько всего заколок у Кати?
2.У мальчика было 10 тетрадей. Он исписал 3 тетради Сколько тетрадей у него осталось?
3.Две соседки вывесили белье, одна 12 простыней, а другая — на 3меньше. Сколько простыней вывесила вторая соседка?
Карточка 3 (3-ий уровень)
1.Витя нарисовал 10 самолетов, это на 4 самолета меньше, чем нарисовал Коля. Сколько самолетов нарисовал Коля? Сколько всего самолетов нарисовали мальчики?
2.Когда от куска материи отрезали 4 м и еще 2 м, то в куске осталось
7 м. Сколько метров материи было в куске?
3.У Маши 15 открыток. Когда бабушка подарила ей еще несколько, то у нее стало 20 открыток. Сколько открыток подарила бабушка?
Реши задачи. 1 класс
Карточка 2 (2-ой\уровень)
1.Для салата нужно было сварить 5 картофелин, а сварили на 3 картофелины больше. Сколько картофелин сварили?
2.Для салата сварили 5 картофелин, а моркови— на 3 больше. Сколько всего овощей сварили?
3.После спектакля актрисе подарили 6 букетов роз, а режиссеру на 2 букета больше. Сколько букетов роз подарили всего?
Слайд 32
Работа с карточно-проверочным материалом нравится учащимся всех классов. Причём детям больше
нравятся те карточки, в которых можно написать, хотя бы карандашом, сделать рисунок на оборотной стороне или раскрасить готовый.
Карточки подбираются с учётом возраста детей .Работа с карточками помогает ученикам самостоятельно проверить уровень своих знаний, т.е. провести самооценку, приучает к самостоятельности, развивает мышление, познавательные способности.
Слайд 33Технологии, стимулирующие мотивацию.
Игровые технологии.
Проектная деятельность.
Активные методы обучения.
Технологии
развития творчества.
Разноуровневое обучение.
Создание проблемной ситуации.
Информационно-коммуникационные технологии.
Слайд 34Всё должно быть замечено и словесно оценено, что создаёт ситуацию успеха
Умница!
Молодец!
Здорово!
Ты
сегодня постарался!
Я тобой горжусь!
Отлично!
Мы за тебя рады!
Вот что значит трудолюбие!
Великолепно!
Слайд 35Самоконтроль
Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является: комментирование.
Слайд 36Нестандартные формы урока
Урок-путешествие
Урок-игра
Урок-викторина
Урок-исследование
Урок-встреча
Сюжетный урок
Урок защиты творческих заданий
Привлечение сказочных персонажей
Слайд 37Дидактические возможности ИТ
- фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели
этапа урока;
- осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
- сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
- сочетание обучения с игрой.
Слайд 39Использование моделей ИТ
в начальных классах
медиапрезентации;
готовые обучающие компьютерные программы, электронные
сборники-тренажёры;
электронные энциклопедии,
ресурсы сети Интернет.
Слайд 40Виды компьютерных программ, используемых
в начальных классах
демонстрационные - для наглядного
представления изучаемого материала;
обучающие — для передачи новых знаний и первичного закрепления по основным предметам;
программы-тренажеры - для отработки умений и навыков учебной деятельности в ходе повторения и закрепления пройденного материала;
контролирующие или диагностирующие игры - для диагностирования или контроля уровня усвоения учебного материала.
Слайд 41Компьютерные программы, электронные сборники-тренажёры, используемые на уроках.
Слайд 43Рефлексивно-оценочный этап.
учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя
результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).
Слайд 44
Любят дети показывать свои успехи на уроке или настроение к
концу урока с помощью мимики или
«рожицами»
рефлексивные линейки