Презентация, доклад Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Содержание

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 1Экологическое воспитание дошкольников с ЗПР через исследовательскую деятельность.







Выполнила: воспитатель МДОАУ №1 Соколова Е.Б.
Орск, 2017г.






Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г.Орска»

Экологическое воспитание дошкольников с ЗПР через исследовательскую деятельность.

Слайд 2Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и

я запомню, дай попробовать – и я пойму».


Китайская пословица гласит:   «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать

Слайд 3 Актуальность: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность


Актуальность:     Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном

Слайд 4Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

Слайд 5

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения

представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир

Слайд 6 - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности

и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследовательская деятельность

- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; -

Слайд 7 Цель:
Формирование экологической культуры у дошкольников с ЗПР через исследовательскую деятельность.

Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников с ЗПР через исследовательскую деятельность.

Слайд 8 Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и

выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования;Формировать умение делать открытия и выводы;Обучать плавному направленному выходу

Слайд 9Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую

моторику;
Развивать внимание, мышление, память

Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность;Развивать речь детей;Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;Развивать внимание, мышление, память

Слайд 10Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
Воспитывать умение слушать

друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение

Слайд 11Методы:
Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
Наблюдения за объектом
Просмотр иллюстраций
Беседа

с элементами дискуссии
Познавательный рассказ воспитателя
Чтение художественной литературы.
Проведение опыта, эксперимента.

Методы: Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.Наблюдения за объектомПросмотр иллюстрацийБеседа с элементами дискуссииПознавательный рассказ воспитателяЧтение

Слайд 12Направления исследовательской деятельности
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон,

многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Направления исследовательской деятельности Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность

Слайд 13 Правила при организации исследовательской работы:
1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать

прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Правила при организации исследовательской работы: 1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых

Слайд 14Этапы исследовательской деятельности по возрастам:

Этапы исследовательской  деятельности по возрастам:

Слайд 15Младший возраст.
Подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие

проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

Младший возраст.Подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч?

Слайд 16Средний возраст.
Идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов,

дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла

Средний возраст. Идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и

Слайд 17Старший возраст.
Углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию

и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

Старший возраст.Углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по

Слайд 18При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской деятельности, учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.

При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской деятельности, учитываются следующие требования:  – безопасность для жизни и здоровья

Слайд 19Развивающая среда.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка

уже с первых минут его жизни.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской иследовательской деятельности.

Развивающая среда.  Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Слайд 20Развивающая среда

Развивающая среда

Слайд 21В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены:
Место для постоянной выставки,

где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
Место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
Место для проведения опытов
Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены: Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты,

Слайд 22Перечень оборудования для исследовательской деятельности по возрастам:

Перечень оборудования для исследовательской деятельности по возрастам:

Слайд 23Младший возраст.

Компонент дидактический ;Компонент оборудования ;Компонент стимулирующий; книги познавательного характера для

младшего возраста; — тематические альбомы; — коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». - Песок, глина; — набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; — материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.)
.Простейшие приборы и приспособления:— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки— семена бобов, фасоли, гороха- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.— персонажи, наделанные определенными чертами(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Младший возраст.Компонент дидактический ;Компонент оборудования ;Компонент стимулирующий; книги познавательного характера для младшего возраста;

Слайд 24Средний возраст.
Компонент дидактический; Компонент оборудования ;Компонент стимулирующий; - книги познавательного характера

для среднего возраста; — тематические альбомы; — коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага», «Пуговицы»; — Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.);- Песок, глина;; — набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; ; — материалы для игр с мыльной пеной, ; красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).; — семена бобов, фасоли, гороха; — некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.; — «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки,
Пробки; - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.; — персонажи, наделанные определенными чертами; («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.; — карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний возраст.Компонент дидактический; Компонент оборудования ;Компонент стимулирующий; - книги познавательного характера для среднего возраста; — тематические альбомы;

Слайд 25Старший возраст.
Компонент дидактический; Компонент оборудования; Компонент стимулирующий; - схемы, таблицы, модели

с алгоритмами выполнения опытов;; — серии картин с изображением природных сообществ;; — книги познавательного характера, атласы;; — тематические альбомы;; — коллекции ; — мини-музей (тематика различна, например; «Часы бывают разные:», «Изделия из камня».;- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», ; «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ;— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;; — утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;; — технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; — красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); — медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; — прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; — сито, воронки; — половинки мыльниц, формы для льда; -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; — клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ; - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;; —личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;; — карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»; — персонажи, наделанные определенными чертами: («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Старший возраст.Компонент дидактический; Компонент оборудования; Компонент стимулирующий; - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;; — серии

Слайд 26Методические рекомендации.
Простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, игровая

форма и пр.
принцип повтора (За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами. )
Педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:
  Для детей 2-3 лет:
Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познание причины и т.д.
Для детей 3-5 лет:
Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование,
планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
Для детей 5-6 лет:
Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

Методические рекомендации.Простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, игровая форма и пр.принцип повтора (За один

Слайд 27Исследовательское обучение предполагает следущее:
Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему,

которую необходимо решить.
Предлагает возможные решения.
Проверяет решения, исходя из данных.
Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
Применяет выводы к новым данным.
Делает обобщение.

Исследовательское обучение предполагает следущее:Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.Предлагает возможные решения.	Проверяет решения,

Слайд 28Познавательно-исследовательская деятельность.
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать

участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления

Познавательно-исследовательская деятельность.Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических

Слайд 29Формы работы с родителями:
Презентации новых программ и технологий, беседы, опросы

и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ.
Совместное сотрудничество исследовательской деятельности через различные виды мероприятий: досуги, праздники.
Совместные проекты с родителями ( «Огород на окошке», «Зимующие птицы») и т.п.
Участие в выставках – конкурсах, плакатов и поделок







Формы работы с родителями: Презентации новых программ и технологий, беседы, опросы и анкетирование с целью изучения общественного

Слайд 30Вывод:
Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия исследовательской

деятельности, у детей дошкольного возраста формируется экологическая культура - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.


Вывод:Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей дошкольного возраста формируется

Слайд 31 Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.

Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются любовь к объектам природы.

Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть