Слайд 1ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
Из опыта работы педагогического коллектива МАДОУ №174
Московского района
г.Казани
Слайд 2ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий,
становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 3СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
представлена в виде целевых ориентиров, в соответствии с
которыми ребёнок должен проявлять любознательность, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…
Слайд 4
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АДИБУ:
МИССИЯ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Слайд 5ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАБИРИНТА
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №174 комбинированного вида» Московского района города Казани
Федеральные государственные образовательные стандарты ДО.
СанПиН 2.4.1. 3049-13 СанПиН 2014
для детских садов
Учебно-методический комплекс
Слайд 6ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАБИРИНТА
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Воспитание экологической культуры.
Формирование целостной
картины мира, расширение кругозора детей.
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.
Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Слайд 7ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАБИРИНТА
Учить выполнять задания по перемещению персонажей по маршрутному листу
и в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещени
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.
Слайд 8НОВИЗНА
создание системы использования интеграции занимательных игр, нацеленных на развитие логического
мышления детей, познавательных интересов в процессе экологического воспитания и обучения на современном уровне.
Слайд 9ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Использование наиболее эффективных средств обучения:
дидактических игр , интеллектуальных игр и
разминок, опытов, логико–поисковых заданий, игровых упражнений занимательного характера, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей.
Всё это - активизирует детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Слайд 10ВЫВОД
Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные
для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ экологического воспитания и логического мышления происходит более эффективно.
Правильный подбор заданий и упражнений помогает детям в формировании познавательных процессов не только в области экологии, но и формированию логического мышления.
Реализация развития логического мышления, в т.ч. и в области экологии, зависит, безусловно, от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей), процесса познания природных отношений и зависимостей.
Слайд 11 Экологический лабиринт,
по своей сути, - интеллектуальная поисково-исследовательская
игра, которая основывается на применении играющими своего интеллекта и эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения нестандартного самостоятельного и продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования), интуиции, чувства юмора.
Слайд 13 Экологический лабиринт включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику
содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным ( расширение и усложнение знаний).
Все блоки связаны между собой и предусматривают многократное повторение содержания на разных уровнях. В целом можно выделить четыре уровня.
Слайд 14 Первый уровень – ребенок вводится в мир природы
с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется через утверждение «ребенок – часть природы». Этот уровень представлен первым блоком – «Я и природа». Педагоги знакомят детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце ( тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных (сделанных руками человека), объектов живой и неживой природы.
Слайд 15 Второй уровень: дошкольники более подробно знакомятся с отдельными компонентами
природы: и сначала – неживой ( вода, воздух, камни, песок, глина, солнце), затем – с компонентом, занимающим промежуточное место между живой и неживой природой ( почва – живая земля). И наконец с живой природой (растения, животные). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».
Слайд 16 Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но
на более высоком уровне : на основе полученной информации осмысливаются взаимосвязи между всеми компонентами ( живой и неживой природой).
На этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.
Слайд 17 Четвертый уровень – обобщающий : блок занятий «Человек и
природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. При этом педагог опирается на подготовку дошкольников, полученную в процессе изучения всех предыдущих блоков.
Слайд 18 Образовательная деятельность в лабиринте построена на принципах развивающего обучения
согласно логической цепочке с учетом времен года и экологического календаря дошкольника (составленного в нашем детском саду).
Слайд 20УСЛОВИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование команд
Режим работы команд: соревновательный, самостоятельный или содружеский
Разнообразие маршрутов и
заданий
Последовательность остановок на маршруте лабиринта
Предварительный расчет времени маршрута
Присутствие сюжета или его отсутствие
Обязательное условие: интеграция
Слайд 21МОНИТОРИНГ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач
Слайд 22ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
как ребенок
овладел познавательными и речевыми умениями;
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
( природоохранные, гуманные, эстетические, познавательные).
Слайд 23МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
беседы с детьми,
педагогические наблюдения,
эксперименты,
труд на участке,
тестирование.
Слайд 24МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ (ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ) УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАБИРИНТА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 25ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экран
Интерактивная доска (желательно)
Магнитофон
Видео и аудио материал
Микроскоп
Лупы
Компас
Оборудование и материалы для
опытов, наблюдений, труда…
Слайд 26НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ МАТЕРИАЛ
Экологическая тропа
Уголок области «Познание» (уголок экспериментирования)
Иллюстрации и репродукции
Наглядно - дидактический
материал
Игровые атрибуты
Стихи, загадки, ребусы, шарады…
Открытки для рассматривания.
Слайд 28 Материал представляет собой схему того места, где он проводится
с разветвленными дорожками и «домиками» на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из «домиков», помещенных под схемой
Слайд 29МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА
Слайд 30К задачам 1-2:
"В маршрутном листе нарисовано, как надо идти, в какую
сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
Слайд 31К задаче 3:
"Смотрите на лист. Надо идти от травки, мимо цветочка,
потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4:
"Смотрите на лист. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".
Слайд 32К задачам 5-6:
"Будьте очень внимательны. Смотрите на лист, отыскивайте нужный домик
и зачеркните его".
Слайд 33К задачам 7-10:
"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти,
около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
Слайд 34ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩЕГО ЭТАПА
Слайд 36ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух
параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Слайд 38«НЕ БРОСАЙТЕ НИКОГДА КОРКИ, СТЕКЛА, БАНКИ –
БЫСТРО НАШИ ГОРОДА ПРЕВРАТЯТСЯ В
СВАЛКИ»!
Цель:
создание условий для применения детьми приобретенных ранее и новых знаний и умений на практике в нестандартных ситуациях.
Задачи:
познакомить с некоторыми новыми способами применения бросовых материалов;
выработать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни;
развивать творческие способности и познавательные интересы детей;
способствовать формированию эстетического вкуса, бережного отношения к природе, положительных качеств личности.
Используемые активные формы познавательной деятельности: обсуждение проблемы, практическая работа, экологический лабиринт.
Слайд 39Используемые методы организации занятия:
репродуктивный;
репродуктивно-творческий;
работа со словарем;
методы практической работы;
наглядный метод обучения;
проблемный
метод;
рассказ; беседа; консультация.
работа с инструктивными картами, схемами.
Слайд 40Оборудование:
4 стола (по количеству практических станций в лабиринте);
Задания;
Сундук с конвертом;
Инструктивные карты;
Образцы работ;
Конфетные обертки;
Пустые коробочки разных размеров;
Трубочки от сока;
Пластмассовые ячейки от Киндер - сюрприза;
Пластилин;
Цветная бумага;
Ножницы;
Клей;
Коробка с песком;
Кисточки;
Фломастеры;
Листы чертежной бумаги формат А-4.
Слайд 42 При таком подходе ребенок на основе сформировавшихся в
процессе занятий в экологическом лабиринте представлений и эмоционально-положительного отношения к природе самостоятельно (под руководством взрослого) может сформулировать правила поведения в природе, оценить действия человека, ( в том числе и свои ) с позиции безопасности для природы.
Такой подход гораздо эффективнее, чем довольно распространенное декларирование педагогами и заучивание детьми различных природоохранных лозунгов.