Слайд 1«Педагогические часы»
ГБОУ школа № 1148
имени Ф.М. Достоевского
Старший воспитатель Белкина Ольга
Николаевна
Слайд 2
Педагогические часы – одна из форм методической работы с коллективом. Это
не просто теория, где воспитатели усваивают материал, но и активные формы ее применения.
Цель проведения педагогических часов: повышение методической грамотности, формирование практических умений педагогов, распространение передового опыта работы через различные формы, участия в методической работе.
Слайд 3Темы педагогических часов:
Социально-коммуникативное развитие в условиях ФГОС
Познавательное развитие в условиях ФГОС
Речевое
развитие в условиях ФГОС
Художественно-эстетическое развитие в условиях ФГОС
Физическое развитие в условиях ФГОС
Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности в условиях ФГОС
Экологическое воспитание в условиях ФГОС
Культурно-досуговая деятельность в условиях ФГОС
Организация и проведение прогулки в условиях ФГОС
Режим дня дошкольников в условиях ФГОС
Работа с родителями в условиях ФГОС
Слайд 4
«Социально-коммуникативное развитие
в условиях ФГОС».
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в
современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Слайд 5Цель социально-коммуникативного развития:
позитивная социализация детей дошкольного возраста;
приобщение их к социокультурным нормам;
традициям
семьи, общества и государства.
Слайд 6Задачами
социально – коммуникативного развития
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Слайд 7Задачами
социально – коммуникативного развития
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
формирование социально-коммуникативных речевых умений
Слайд 8Содержание социально-коммуникативного развития в условиях ФГОС
на присвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Слайд 9Содержание социально-коммуникативного развития в условиях ФГОС
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 10
Инновационные формы работы
по «Социально-коммуникативному развитию»
в условиях ФГОС
Младший дошкольный возраст
вариативная
организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
организация сюжетных игр;
организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
простейшие поисковые и проблемные ситуации;
игры с моделированием;
Литература и игра (чтение);
Слайд 11Инновационные формы работы
по «Социально-коммуникативному развитию»
в условиях ФГОС
Средний дошкольный возраст
организация
сюжетно-ролевых игр;
вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий;.
введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;
Слайд 12Инновационные формы работы
по «Социально-коммуникативному развитию»
в условиях ФГОС
Старший дошкольный возраст
ситуационные
задачи, их широкая вариативность.
использование метода проектов;
использование метода коллекционирования;
использование театрализованной деятельности;
использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков);
самостоятельная деятельность детей.
Слайд 13Инновационные формы работы
по «Социально-коммуникативному развитию»
в условиях ФГОС
Родители
совместные образовательные проекты;
вечера
вопросов и ответов;
родительские гостиные;
тренинги по запросам родителей;
клубы по интересам;
родительские конференции;
совместное творчество родителей, детей и педагогов;
творческие выставки и фотовыставки;
тематические вечера и викторины;
видеоинтервью и мультимедийные презентации;
выпуск семейных газет и книжек-малышек.
Слайд 14Организационно-педагогические условия
для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания
и любви;
обучение умению слушать и слышать другого;
развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
Слайд 15«Организационно-педагогические условия
для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников»
воспитание доброжелательного отношения к
сверстникам
формирование чувства симпатии между участниками общения;
объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
обучение умению детей владеть собой;
развитие умения анализировать ситуацию;
целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Слайд 16
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии
с ФГОС
Дошкольный возраст — это становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Слайд 17Задачи
познавательного развития:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных
действий, становление сознания;
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 18Задачи
познавательного развития:
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Слайд 19Методика познавательного развития
включает следующие компоненты:
когнитивный, направленный на получение ребенком информации об
окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;
деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Слайд 20Методы познавательного развития
экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на
познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений;
проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Слайд 21Типы проектов познавательного развития дошкольников
Исследовательские проекты (дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные
результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);
Игровые (ролевые) проекты (дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.)
Слайд 22Типы проектов познавательного развития дошкольников
Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не
имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома.);
Информационно – практико - ориентированные проекты (дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).
Слайд 23Познавательная деятельность детей– это такая работа, которая выполняется как без непосредственного
участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Слайд 24Речевое развитие в условиях ФГОС
Основная цель –развитие свободного общения с
взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Слайд 25Задачи развития речи
Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
Формирование
навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Слайд 27
Средства работы по развитию речи
Общение взрослых и детей
Культурная языковая среда
Обучение родной
речи в ходе совместной образовательной деятельности
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка
Занятия по другим разделам программы.
Слайд 28Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка
дошкольного возраста. От того, насколько будет развита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Слайд 29«Физическое развитие.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях ФГОС»
Физическая культура – не только
средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Слайд 30Задачи физического развития
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 31Виды деятельности в образовательной области «Физическое развитие»
- двигательной, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки);
Слайд 32Виды деятельности в образовательной области «Физическое развитие»
формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Слайд 33Целевые ориентиры физического развития
Слайд 34 Образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и
мелкой моторики ребенка, но она еще и интегрируется с другими областями.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Слайд 35«Экологическое воспитание
в условиях ФГОС»
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Слайд 36Цель экологического воспитания
становление начал экологической культуры у детей;
развитие экологического сознания, мышления;
экологической культуры у взрослых, их воспитывающих;
формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Слайд 37Задачи экологического воспитания
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Направлять активную деятельность дошкольника
на осознанное сохранение природы.
Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
Слайд 38Формы и методы работы с детьми
региональный компонент;
научность и доступность понятий;
принцип «спирали»;
содержания
— занятия и уроки;
экологические минутки;
экскурсии;
экологические сказки;
практическая деятельность в природе;
природоохранные акции;
реклама;
эксперименты и опыты;
развивающие дидактические игры;
выставки.
Слайд 39Формы и методы работы с родителями
ознакомление родителей с работой ДО по
экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, и т. д.);
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
туристические походы на природу, соревнования.
Слайд 40Экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д
Слайд 41«Организация и проведение прогулки в соответствии ФГОС»
Цель прогулки - укрепление здоровья
детей; развитие их физических и умственных способностей. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Слайд 42Воспитательно-образовательные задачи во время прогулки
Оздоровление детей.
Физическое развитие.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора.
Ознакомление с
окружающим миром.
Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Слайд 43Формы организации обучения:
Конструирование (выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала
(палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
Художественно-изобразительная деятельность (рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу).
Музыка(развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального- повторение с НОД).
Слайд 44Структурные компоненты прогулки:
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от
7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Разнообразные наблюдения
Основные движения и подвижные игры
Трудовая деятельность
Самостоятельная игровая деятельность детей
Слайд 45Наблюдения
Живая природа: растения и животные.
Неживая природа: сезонные изменения и различные
явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).
Труд взрослых.
Основные движения и подвижные игры:
Расширяется двигательный опыт детей.
Совершенствуются навыки в основных движениях.
Развиваются физические качества.
Формируются самостоятельность и активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 46Трудовые поручения
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный
труд даёт возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Работа в группах.
Слайд 47«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»
Г.А. Сперанский
Слайд 49Работа с родителями в условиях ФГОС
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых
форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие организации и семьи.
Слайд 50Задачи:
Сделать организацию и семью союзниками в воспитании детей.
Обеспечить полное взаимопонимание и
согласованное взаимодействие организации и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.
Разработать и внедрить в практику организации разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного отделения и семьи.
Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу дошкольного отделения.
Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.
Слайд 51Задачи:
Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Повышать
уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.
Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Слайд 52В соответствии с ФГОС дошкольное отделение обязано:
информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Слайд 53Инновационные формы и методы работы:
"Круглый стол" по любой теме;
тематические выставки;
соцобследование, диагностика,
тесты, опрос на любые темы;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
открытые занятия для просмотра родителей;
родительская гостиная, клуб;
конкурс семейных талантов;
сайт;
день открытых дверей;
Слайд 54Семья и дошкольное образование – два важных института социализации детей. Воспитательные
функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.