Презентация, доклад для уроков литературного чтения в начальной школе о П.П. Ершове и его произведении Конек-горбунок

Содержание

Пётр Павлович родился в сибирской деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его, Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил в полиции. Кроме Петра в семье рос старший брат - Николай. Пётр рос очень слабым ребёнком, часто болел, плакал.

Слайд 1Петр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»

Петр Павлович Ершов  «Конёк-Горбунок»

Слайд 2Пётр Павлович родился в сибирской деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его,

Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил в полиции. Кроме Петра в семье рос старший брат - Николай. Пётр рос очень слабым ребёнком, часто болел, плакал. Родным иногда казалось, что он появился на свет, чтобы умереть. И вот, когда мальчику шёл второй год, родители решили провести обряд, который был известен в сибирских деревнях и назывался "продать ребёнка.
Пётр Павлович родился в сибирской деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его, Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил

Слайд 3Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей.

Отец был разносторонне образованным человеком и с ранних лет старался привить своим сыновьям стремление узнавать новое. По долгу службы Павла Алексеевича семье приходилось очень часто переезжать из одного города в другой. Некоторое время семья жила в Петропавловске, потом - в Омске, а затем переехала в город Березов. Маленькому Петру очень нравились переезды и поездки, во время которых он слушал сказки, умело рассказанные попутчиками - простыми сибирскими людьми.
Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей. Отец был разносторонне образованным человеком и

Слайд 41824 году Петра отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время

город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия - одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки. В 1830 году Петр Ершов с отличием закончил гимназию.
1824 году Петра отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а

Слайд 5Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование.

Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет. Учился Петр Павлович на философско-юридическом отделении Петербургского университета. Во время учебы он опубликовал свои стихи в рукописном журнале А.Майкова "Подснежник". А в 1832 году, прочитав сказки Александра Сергеевича Пушкина, Петр Ершов начинает работу над своей сказкой "Конёк - горбунок".
Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода

Слайд 6И вот однажды профессор словесности Петербургского университета П.А. Плетнёв, зайдя в

аудиторию, начал свою лекцию. На удивление всех слушателей он вместо привычной лекции стал читать стихотворную сказку, в которой рассказывалось о приключениях Иванушки-дурачка и его верного друга – конька «ростом только в три вершка». П.А.Плетнёв прочитал первую часть сказки. Сначала в аудитории воцарилась тишина, а потом – раздались аплодисменты.. На вопрос: «Кто автор этой сказки?» профессор ответил, что автор находится в аудитории. Девятнадцатилетний Павел Ершов, действительно, находился среди студентов. Он очень разволновался, когда услышал своё творение, которое представил П.А.Плетнёву, как курсовую работу по словесности
И вот однажды профессор словесности Петербургского университета П.А. Плетнёв, зайдя в аудиторию, начал свою лекцию. На удивление

Слайд 7Через два года, когда умерли отец и брат Петра Павловича, ему

пришлось вернуться в Тобольск к матери, которая очень нуждалась в его помощи. В Тобольске он стал преподавателем в той самой гимназии, в которой сам когда-то учился. Позднее от стал директором гимназии.

Через два года, когда умерли отец и брат Петра Павловича, ему пришлось вернуться в Тобольск к матери,

Слайд 8Умер Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Земляки поставили ему

памятник с надписью: "Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки "Конек-Горбунок".
Умер Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью:

Слайд 9 История создания
Со времён Пушкина русская

литература
приобрела народный характер. Пушкинское
начинание тот час было подхвачено. Сказка
«Конёк – Горбунок» стала одним из откликов
на призыв великого поэта повернуть
русскую литературу к народности.
На протяжении всей жизни Ершова не
покидала мысль описать Сибирь. Он мечтал
создать роман о родине подобно романам
Фенимора Купера.
Думы о народе стали причиной рождения
сказки «Конёк – Горбунок». Близость к
народу, знание его жизни, привычек,
обычаев, вкусов, взглядов обеспечили
сказке небывалый успех, которым она
пользовалась ещё в рукописи.
История созданияСо времён Пушкина русская литератураприобрела народный характер. Пушкинскоеначинание тот час

Слайд 10Профессор словесности Плетнёв, высоко
оценивший сказку молодого поэта, устроил
встречу Пушкина с Ершовым.

Пушкин
похвалил сказку и вознамерился издать её с
иллюстрациями по самой дешёвой цене.
Профессор словесности Плетнёв, высокооценивший сказку молодого поэта, устроилвстречу Пушкина с Ершовым. Пушкинпохвалил сказку и вознамерился издать её

Слайд 11Впервые сказка была напечатана в
«Библиотеке для чтения» в 1834 году, позже
издавалась

отдельными изданиями. Царская
цензура внесла свой коррективы – сказка
вышла с купюрами. Пушкин ввёл Ершова в
поэтические круги. Есть свидетельства, что
он сам отредактировал сказку и написал к
ней вступление.
Сказка Ершова заняла место рядом со
сказками Пушкина. Так она рассматривалась
и современниками. Официальная критика
отнеслась к ней с тем же пренебрежением,
что и к сказкам Пушкина: это лёгкая
побасенка для праздных людей, не
лишённая, однако, занимательности.
Впервые сказка была напечатана в«Библиотеке для чтения» в 1834 году, позжеиздавалась отдельными изданиями. Царскаяцензура внесла свой коррективы

Слайд 12«Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить»

А.С.Пушкин
«Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить»

Слайд 13Особенности языка и стиля
Своеобразен жанр сказки. Рассмотрим две точки зрения: В.П.

Аникин рассматривает творчество П.П. Ершова как реалистическое и считает, что сказка «Конёк – Горбунок» - отклик поэта на процесс формирования в литературе реалистической сказки.
Нетрадиционен взгляд на жанр в исследованиях о П.П. Ершове профессора В.Н. Евсеева: «Конёк – Горбунок» - произведение поэта – романтика, «пародийно – фольклорная сказка», в которой «задаёт тон романтическая ирония автора»
Особенности языка и стиляСвоеобразен жанр сказки. Рассмотрим две точки зрения: В.П. Аникин рассматривает творчество П.П. Ершова как

Слайд 14Остался верным традициям народного творчества автор «Конька-Горбунка» и в отборе изобразительных

средств. Начиная с зачина:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
до концовки:
Я там был,
Мед, пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало
читатель находится во власти очарования народной сказки.
Остался верным традициям народного творчества автор «Конька-Горбунка» и в отборе изобразительных средств. Начиная с зачина:За горами, за

Слайд 15Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в

развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.
Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются

Слайд 16Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом,

настраивающим читателей на предстоящие события.
Первая часть, как и положено, начинается с присказки «Начинает сказка сказываться», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.
Вторая и третья части начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, а сказка будет впереди.
«Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается»
«Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал.»
Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим читателей на предстоящие события.Первая часть,

Слайд 17Крестьянский разговорно-сказочный стиль достиг у него полного выражения в многочисленных диалогах,

в великолепных речевых характеристиках персонажей. Попав в солнечное царство, Иван не утерпел, чтобы не поделиться восторгом с другом-коньком:
Эко диво! эко диво!
Наше царство хоть красиво..,
А как с небом-то сравнится,
Так под стельку не годится.
Что земля-то!., ведь она
И черна-то и грязна;
здесь земля-то голубая,
А уж светлая какая!..
Посмотри-ка, горбунок,
Видишь, вон где, на восток,
Словно светится зарница...
Чай, небесная светлица...
Что-то больно высока!
Здесь и восторг, и размышление, и удивление, и ирония.
Крестьянский разговорно-сказочный стиль достиг у него полного выражения в многочисленных диалогах, в великолепных речевых характеристиках персонажей. Попав

Слайд 18В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда: -

Чистить коней начинает, - Умывает,убирает, -Гривы длинные плетет, -Разные песенки поет... - А убрав их оба в чана - Нацедить сыты медвяной - И насыпал дополна -Белоярого пшена
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда: - Чистить коней начинает, - Умывает,убирает, -Гривы

Слайд 19Как и Пушкин, Ершов не злоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения

составляют обрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом горели», «хвост струился золотой», «кони буйны», «кони буры, сивы». Зато выпуклому, чисто народному образу он умеет дать большую смысловую нагрузку. Как герой Иван представлен в двух планах, так и каждое его слово, фраза двусмысленны. В его описаниях нередко звучит ирония, издёвка.
Как и Пушкин, Ершов не злоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения составляют обрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом

Слайд 20Поэт умеет сказать многое набольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать

картину. Передать чувства, вызвать улыбку:
Кобылица та была
Вся как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

Ершов мастерски передаёт движение. Та же кобылица. Когда сел на неё Иван,
Змеем голову свила,
И пустилась как стрела,
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.

Поэт умеет сказать многое набольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать картину. Передать чувства, вызвать улыбку:Кобылица та

Слайд 21Каждое новое задание Ивана начинается с повтора:

Тут посыльные дворяне
Вновь пустились звать

Ивана.
Вот к царю Иван явился,
Поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил:
«А почто ж меня будил?»

Выполнив это первое трудное задание, навлекает на себя второе, которое предваряет новая вариация повтора:
А посыльные дворяне
Побежали до Ивана;
В крепком сне его нашли
И в рубашке привели.
За этим следует третье задание:
«Гей! Позвать ко мне Ивана», -
Царь поспешно закричал
И чуть сам не побежал,
Вот Иван к царю явился,
Царь к нему оборотился.

Каждое новое задание Ивана начинается с повтора:Тут посыльные дворянеВновь пустились звать Ивана.Вот к царю Иван явился,Поклонился, подбодрился,Крякнул

Слайд 22Главные герои.

Главные герои.

Слайд 23 Иван-дурак
Младший сын престарелого крестьянина. Как это

часто бывает в русских народных сказках:
- У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний итак и сяк,
Младший вовсе был дурак…

Иван-дуракМладший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках:

Слайд 24Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки «По

– щучьему велению», - ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая:

Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!»
Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки «По – щучьему велению», - ведь он

Слайд 25Он смелый и находчивый. Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал

о ней отцу и братьям: он проявил смекалку, рассказав о ней, как о дьяволе:
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза то – что те плошки!
Вот и стал тот черт сказать
И зерно хвостом сбивать.
Зная о том, что кобылица больше не будет топтать поле, Иван поведал своему семейству о том, что он взял с дьявола обещание не топтать пшеницу целый год.

Он смелый и находчивый. Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал о ней отцу и братьям: он

Слайд 26Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом.

Настигая своих братьев, укравших у него коней, он кричит им:

Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван то вас честнее:
Он у вас коней не крал!

Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Настигая своих братьев, укравших у него

Слайд 27Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства.


Он одинаково разговаривает как с простыми людьми, так и с самим царем:
Чудное дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить…
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
Он обращается к царю без титулов, без эпитетов, а просто к равному; соглашаясь поступая на царскую службу, Иван диктует свои условия.

Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства.   Он одинаково разговаривает как

Слайд 28Конёк-Горбунок
Верный друг, всегда придёт на помощь Ивану:

«Велика беда, не спорю;
Но могу

помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.
Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба всё, брат, впереди!
Конёк-ГорбунокВерный друг, всегда придёт на помощь Ивану:«Велика беда, не спорю;Но могу помочь я горю.Оттого беда твоя,Что не

Слайд 29Всегда ласково обращается к Ивану:
«Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? —
Говорит ему

конёк. —
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?»
Всегда ласково обращается к Ивану:«Что, Иванушка, невесел?Что головушку повесил? —Говорит ему конёк. —Аль, мой милый, занемог?Аль попался

Слайд 30

Царь

Без принципиальный, ищущий легкого пути. Не имеет снисхождения к слабым. Готовый пожертвовать другими, ради получения результата. Ненасытный и не умеющий вовремя остановиться.

ЦарьБез принципиальный, ищущий легкого пути.

Слайд 31
Царь, прищурясь глазом левым,
Закричал ему со гневом,
Приподнявшися: «Молчать!
Ты мне должен отвечать:
В

силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро —
Жароптицево перо?
Что я – царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!»
Царь, прищурясь глазом левым,Закричал ему со гневом,Приподнявшися: «Молчать!Ты мне должен отвечать:В силу коего указаСкрыл от нашего ты

Слайд 32П.П. Ершов в других видах искусства
В 1960 г. село Безруково Ишимского

района Тюменской области переименовано в с. Ершово. Также именем П. П. Ершова названа улица в г. Ишим Тюменской области, его имя носит Ишимский государственный педагогический институт. В Ишиме действует Культурный центр П. П. Ершова с единственной в стране экспозицией, хронологически рассказывающей о жизни и творчестве поэта и педагога.
П.П. Ершов в других видах искусстваВ 1960 г. село Безруково Ишимского района Тюменской области переименовано в с.

Слайд 33Кстати, рядом с кремлем находится сквер имени Петра Ершова. Здесь фонтан

Чудо-Юдо-Рыба-Кит с тобольским кремлем на спине, Конек-горбунок, Жар-птица, Царь, прыгающий в котел, и конечно памятник самому Петру Ершову.

Кстати, рядом с кремлем находится сквер имени Петра Ершова. Здесь фонтан Чудо-Юдо-Рыба-Кит с тобольским кремлем на спине,

Слайд 35«Конёк-Горбунок» в других видах искусства.
«Конёк-Горбунок, или Царь-девица» балет по одноимённой сказке

Петра Ершова. В 4 актах и 9 картинах. Композитор Цезарь Пуни, автор либретто и балетмейстер Артур Сен-Леон.
Это был первый балет на русскую национальную тему, где использовались популярные русские мелодии.
Премьера состоялась в конце 1864 года на Петербургской императорской сцене. Театральная энциклопедия и Энциклопедия балета утверждают, что самое первое представление балета прошло в Мариинском театре. На самом деле премьера состоялась в Большом Каменном театре - именно там работам А.Сен-Леон.

«Конёк-Горбунок» в других видах искусства.«Конёк-Горбунок, или Царь-девица» балет по одноимённой сказке Петра Ершова. В 4 актах и

Слайд 36Эскиз декораций.

Эскиз декораций.

Слайд 37Балет по одноименной сказке П. П. Ершова. В 4 актах 8

картинах с прологом и эпилогом. Композитор Родион Щедрин, авторы сценария — балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский.

Основные постановки
• Премьера - 4 марта 1960 года — Большой театр, балетмейстер Александр Радунский, художник Борис Волков, дирижёр Геннадий Рождественский; Иванушка — Владимир Васильев (позже в дальнейших спектаклях Николай Тарасов), Царь-девица — Римма Карельская (первая исполнительница), Майя Плисецкая, Царь — Александр Радунский, Конёк-Горбунок — Алла Щербинина.
• 21 декабря 1963 года — Ленинградский малый театр
• 29 апреля 1981 года — Театр им. Кирова
• 28 июля 1983 года — Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Балет по одноименной сказке П. П. Ершова. В 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом. Композитор

Слайд 40Советский игровой автомат, одна из наиболее известных игр на базе платформы

ТИА-МЦ-1. Год выпуска - предположительно 1986—1988, разработчик — компания «Экстрема-Украина».
Сюжет игры использует персонажей одноимённой сказки Петра Ершова.

Советский игровой автомат, одна из наиболее известных игр на базе платформы ТИА-МЦ-1. Год выпуска - предположительно 1986—1988,

Слайд 41«Конёк-Горбунок» — советский рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии Союзмультфильм режиссёром

Иваном Ивановым-Вано в двух версиях — 1947 и 1975 года. Снят по одноимённой сказке Петра Ершова.
Высокую оценку фильму дал Уолт Дисней, демонстрировавший его своим художникам.

«Конёк-Горбунок» — советский рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии Союзмультфильм режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух версиях —

Слайд 42 Тест

Тест

Слайд 43


1) Сколько братьев было у Ивана?



Два: Данила и Гаврила
1) Сколько братьев было у Ивана?

Слайд 44


2) Кто «в поле стал ходить и пшеницу шевелить»?



Кобылица
2) Кто «в поле стал ходить и пшеницу шевелить»?

Слайд 45



3) Чем кобылица отблагодарила Ивана?


Двумя конями
и коньком-горбунком
3)  Чем кобылица отблагодарила Ивана?

Слайд 46
4) О ком идёт речь:
«На земле и под землёй
Он товарищ будет

твой.
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит»?

Конёк-Горбунок

4) О ком идёт речь:«На земле и под землёйОн товарищ будет твой.Он зимой тебя согреет,Летом холодом обвеет,В

Слайд 47



5) По какой цене и кому Иван продал коней?



за 10 шапок серебра и 5 рублей
царю
5)  По какой цене и кому Иван продал коней?

Слайд 48


6) Зачем Ивану «два корыта белоярова пшена да заморского вина»?



ловить Жар-птицу
6) Зачем Ивану «два корыта белоярова пшена да заморского вина»?

Слайд 497) О ком эти строки:
«Дочь, вишь, месяцу родная,
Да и солнышко

ей брат»
«Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём,
Разны песни попевает
И на гусельцах играет»

Царь-девица

7)  О ком эти строки:«Дочь, вишь, месяцу родная,Да и солнышко ей брат»«Ездит в красном полушубке,В золотой,

Слайд 508) Продолжи строчку:
«Говорит конёк Ивану:
“Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы

приедем на поляну –
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»


Чудо-юдо рыба-кит

8)  Продолжи строчку:«Говорит конёк Ивану:“Ну, Иванушка, смотри,Вот минутки через триМы приедем на поляну – Прямо к

Слайд 51


9) Что было в котлах, в которые нырнул Иван?



молоко, горячая вода,
холодная вода
9)  Что было в котлах, в которые нырнул Иван?

Слайд 52


10) Назови Ивана по имени-отчеству?


Иванушка Петрович
10)  Назови Ивана по имени-отчеству?

Слайд 53 Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть