Слайд 1Лысенко Елена Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29 г. Сургута
Стаж
общий 19 лет, стаж работы в данной должности 19 лет
I квалификационная категория
Слайд 2Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: «Леса умеренного пояса» (тема
22)
Тип урока: «открытие» нового знания
Слайд 3Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Постановка проблемы, планирование деятельности
IV. Открытие
«новых» знаний
V. Физминутка
VI. Первичное закрепление
VII. Самостоятельное применение знаний
VIII. Итог урока
Слайд 4Цели Основные общеучебные цели:
развивать организационные умения: продолжать
учиться;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
находить информацию в текстах, иллюстрациях;
формулировать логично обоснованные высказывания, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
делать выводы на основе обобщения знаний;
оценивать результаты работы по заданию;
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах.
Основные предметные цели:
1-я линия развития (объяснять мир):
находить на карте изученные природные зоны (программный уровень);
описывать климат, особенности природного и животного мира (необходимый уровень)
2-я линия развития (отношение к миру):
определять роль леса в жизни человека.
Слайд 5Планируемый результат
Предметные:
-называть природные зоны и их особенности;
-пользоваться картой, находить и показывать
зону лесов умеренного пояса
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-работая по предложенному плану использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни.
Слайд 6Методы и методические приёмы:
метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог,
метод поиска решения, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог, блиц-опрос, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания
Форма обучения:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование:
доска, видеопроектор, компьютер
Средства обучения:
«сигналы» мультимедийная презентация, мультимедийный программный продукт единой коллекции ЦОР, карточки с текстом, игра «Найди нас», тест.
Слайд 7Литература для учителя:
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под
научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010. – 336 с.
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации к учебнику «Наша планета Земля» 2 класс.- М.: Баласс, 2009.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник.– М.: Баласс, 2009.
Литература для учащихся:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник.– М.: Баласс, 2009.
Слайд 17Самоанализ урока окружающий мир
по теме «Леса умеренного пояса»
во 2 классе «а»,
разработанный и проведённый
учителем начальных классов МБОУ СОШ №29
Лысенко Еленой Владимировной
Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения. Анализируемый урок построен с использованием технологии проблемного диалога. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, возможности учеников 2 «а» класса.
Данный урок окружающего мира относится к типу урока «открытия» нового знания. В рабочей программе тема «Леса умеренного пояса» разбита на три урока, данный урок является первым. Учебные задания соответствуют последовательности цели урока.
Цели урока были поставлены по двум линиям развития: объяснять мир и отношение к миру, включающими в себя образовательные, развивающие и воспитательные цели. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Слайд 18 Структура урока соответствует
типу и особенностям урока окружающего мира по технологии проблемно-диалогического обучения, обеспечивающим творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
На этапе актуализации и постановки проблемы использовались методы постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подведение к теме с мотивирующим приёмом. Ученикам предлагалось ответить на вопросы блиц-опроса. Это способствовало созданию мотива для изучения нового материала, актуализации имеющихся у учащихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Составление плана урока в виде опорных слов позволило учащимся самостоятельно определить проблему и тему урока, а учителю – организовать планирование деятельности учащихся. Выдвижение и проверка гипотез позволили перейти к следующему этапу урока - открытию «новых» знаний. На этапе актуализации и постановки проблемы использовалась фронтальная и индивидуальная формы работы.
Слайд 19 Основным в уроке
является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, то есть, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы в парах.
Слайд 20 В соответствии с
принципом наглядности, на данном этапе уроке использовалась мультимедийная презентация, содержащая материал для зрительного восприятия. Большое количество слайдов обусловлено объемным содержанием урока, поэтому целесообразно быстрое прощелкивание с 7 по 17 слайд.
Применение здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка) позволило снятию умственного и физического утомления.
На этапе первичного закрепления использовался блиц-опрос. Это позволило организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи, усилило положительную мотивацию обучения и помогло осуществить выполнение учебных заданий разных видов.
На следующем этапе урока была организована самостоятельная работа учащихся с применением новых знаний. Работа в группе позволила организовать взаимопроверку, выявление места и причины затруднений.
Слайд 21 Завершающим этапом было подведение итогов
и оценивание учителем результатов урока. Организованная работа по технологии проблемного диалога, план урока, знания, которые дети получили в результате исследования, позволили без труда сделать вывод по проблеме.
В начале изучения блока о природных зонах класс заранее был разделен на группу «ботаников» и «зоологов» - для более подробного изучения растений и животных той или иной природной зоны. В качестве домашней работы учащиеся получили творческие задания по группам, что тоже способствовало не только деловой, но и творческой атмосфере урока.
Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. Применение технологии проблемного диалога, выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.