Презентация, доклад для учителя начальных классов Применение нетрадиционных форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста

Содержание

Актуальность творческой разработкиПроблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. Сегодня одним из способов организации конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является

Слайд 1Применение нетрадиционных форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста

Применение нетрадиционных форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста

Слайд 2Актуальность творческой разработки
Проблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия между

педагогами и учащимися является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики.
Сегодня одним из способов организации конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является организация совместной внеклассной деятельности.
Внеклассная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей, а также важным условием, обеспечивающим взаимодействие между педагогическим составом и учащимися.
Основным преимуществом внеклассной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Внеклассная деятельность младших школьников включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Установлено, что на современном этапе развития общества целесообразно организовывать общение школьников посредством игры, свободного общения, кружков.
Внеклассная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеклассная работа представляет школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.


Актуальность творческой разработкиПроблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является одной из

Слайд 3Характеристика младшего школьного возраста
Оптимальным периодом для проведения интенсивной внеклассной деятельности является

младший школьный возраст. Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных классах.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания.
В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий.
К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками.
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований.
Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей.

Характеристика младшего школьного возрастаОптимальным периодом для проведения интенсивной внеклассной деятельности является младший школьный возраст. Младший школьный возраст

Слайд 4Принципы организации внеклассной деятельности
При наличии определенной базы ребенок стремится самостоятельно совершать

поиск ответов на возникающие вопросы, решать проблемы и переходит на новую ступень развития. При этом практические действия предпринимаются редко. Ребенок переходит на следующую ступень развития, и именно в этот период ребенка важно заинтересовать, предложить ему средство, которое будет удовлетворять естественную потребность ребенка в исследовании, анализе, поиске собственного пути и способа решения.
Особенностью младшего школьного возраста является тот факт, что в результате систематического обучения детского коллектива, интенсивно формируются и закрепляются черты, которые определяют ход развития личности. Ребенок в этом возрасте подвержен влиянию со стороны учителя. Во многом успешность у младших школьников зависит от того, насколько они заинтересованы занятием.
При высоком уровне заинтересованности, как правило, ребенок проявляет себя добросовестным, честным, хорошим человеком. В том же случае, если ребенка вовремя не заинтересовать, не направить его творческий потенциал в нужное русло, он может сформироваться эгоистичным, образцом и носителем зла и агрессии.
У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. Учитель выступает для школьника образцом, авторитетом и в глазах школьника выглядит старшим, умным, более знающим и умеющим. Учитель в понимании школьников младшего возраста всегда справедлив. Именно поэтому учителю так важно соблюдать моральный облик, следить за своей внешностью, проявлять культуру общения. Также важно, чтобы учитель всегда признавал свои ошибки. В лице учителя дети должны видеть в первую очередь друга.
Очень сильно влияет на учеников похвала на уроке в присутствии одноклассников. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом ученике видеть что-то хорошее.
В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Необходимо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения [10, с.89].
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Принципы организации внеклассной деятельностиПри наличии определенной базы ребенок стремится самостоятельно совершать поиск ответов на возникающие вопросы, решать

Слайд 5Собственная творческая разработка
Суть разработки состояла в применении нетрадиционных форм проведения занятий

с целью повышения заинтересованности детей и активного вовлечения их во внеклассную деятельность
Для оценки эффективности разработки проводили педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов:
- констатирующий этап (определение исходных параметров)
- формирующий этап (реализация разработки)
- контрольный этап (оценка эффективности разработки).
Собственная творческая разработкаСуть разработки состояла в применении нетрадиционных форм проведения занятий с целью повышения заинтересованности детей и

Слайд 6Констатирующий эксперимент
В ходе наблюдения установили, что учащиеся задают достаточно небольшое количество

вопросов, касающихся темы урока, проявляют низкую степень активности.
Недостаточно владеют как теоретическими, так и фактическими знаниями и навыками.
Действия учащихся в большинстве случаев не имеют целенаправленного характера, ученики не стремятся принимать активное участие в обсуждении, поиске путей решения арифметической задачи.
Самостоятельно решить учебную задачу не стремятся, в основном ожидают подсказок со стороны учителя, ожидают предложенного пути решения и совместной разработки алгоритма решения задачи.
Выполняют легкие и средние задачи, к задачам повышенной сложности интереса не проявляют.
В ходе урока часто отвлекаются на посторонние факторы и действия.
Часто задают вопросы, направленные только на теоретические аспекты решаемой задачи, не проявляя при этом стремления к практическим действиям по решению.
Отвлекаемость и активность соотносятся примерно одинаково.
При предоставлении учащемуся задачи на самостоятельное выполнение, степень отвлекаемости возрастает еще больше, учащиеся советуются, ждут подсказки со стороны коллектива или учителя.
Однако учащиеся ожидают подсказки и помощи, что позволяет говорить о положительном отношении к процессу обучения в целом.

Констатирующий экспериментВ ходе наблюдения установили, что учащиеся задают достаточно небольшое количество вопросов, касающихся темы урока, проявляют низкую

Слайд 7Цели методической разработки
Целью было создание ситуаций, в которых школьники самостоятельно:
Отстаивают своё

мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
Задают вопросы друг другу и учителю;
Анализируют ответы друг друга;
Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
Находят несколько вариантов решения проблемы;
Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
Нахождение “ошибкоопасных мест”.

Цели методической разработки	Целью было создание ситуаций, в которых школьники самостоятельно:Отстаивают своё мнение;Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;Задают

Слайд 8Структура урока

Структура урока

Слайд 9Методы работы с детьми

Методы работы с детьми

Слайд 10Виды обучения

Виды обучения

Слайд 11Виды уроков (нетрадиционные формы)

Виды уроков (нетрадиционные формы)

Слайд 12Технологии обучения

Технологии обучения

Слайд 13Технологии обучения

Технологии обучения

Слайд 14Контрольный этап
В ходе наблюдения установили, что уровень вовлеченности и заинтересованности существенно

повысился по сравнению с констатирующем этапом эксперимента.
Заметили, что учащиеся стали задавать большое количество вопросов, касающихся темы урока, проявляют высокую степень активности.
Существенно возрос уровень владения как теоретическими знаниями, так и практическими аспектами их реализации в ходе решения задач.
Действия учащихся обрели целенаправленный характер, ученики стали проявлять заинтересованность, высокую мотивацию, стремятся принимать активное участие в обсуждении, поиске путей решения задач.
В ходе урока дети сосредоточены, почти не отвлекаются на посторонние факторы и действия.
Многие ученики, в особенности те, которые изначально обладали средним и высоким уровнем заинтересованности, стали чаще задавать вопросы, направленные не только на теоретические аспекты решаемой задачи, но на практические аспекты, проявляя при этом стремление к практическим действиям.
Учащиеся, обладающие изначально низким уровнем заинтересованности и внимания, стали проявлять больший интерес к решению задач, однако вопросы их касаются в большей степени теоретического материала.
Отвлекаемость стала значительно ниже, чем активность.
При предоставлении учащемуся задачи на самостоятельное выполнение также сохраняется высокий уровень активности, школьники почти не отвлекаются.
Все это свидетельствует об эффективности разработки.
Контрольный этапВ ходе наблюдения установили, что уровень вовлеченности и заинтересованности существенно повысился по сравнению с констатирующем этапом

Слайд 15


Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть