Слайд 1Министерство Образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Вилюйский педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского»
Дошкольное отделение
Новые технологии программы «От рождения до школы»
Выполнила: студентка 3 курса
ЗО-16/ДО-2
Дмитриева Мария Святославовна
Вилюйск 2019 г.
Слайд 2Редакторы программы
«от рождения до школы»
- Веракса Николай Евгеньевич - доктор
психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ.
- Комарова Тамара Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова
- Васильева Маргарита Александровна
Слайд 3Принципы построения Программы:
Принцип развивающего образования;
Принцип научной обоснованности и практической применимости,
Соответствует критериям
полноты, необходимости и достаточности;
Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
Основывается на комплексно‐тематическом принципе построения образовательного процесса;
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту форм работы с детьми.
Слайд 4Ведущие цели Программы:
создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
формирование
основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе;
обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Слайд 5Образовательные области.
Физическое развитие,
Социально‐личностное развитие,
Познавательно‐речевое развитие,
Художественно‐эстетическое развитие.
Музыкальное развитие
Слайд 6Современные образовательные
технологии
технология развивающего обучения
технологии проектной деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио
дошкольника и воспитателя;
игровая технология и др.
Слайд 7Здоровьесберегающие технологии:
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Слайд 8Технология развивающего обучения
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
К ним относятся развивающая среда ДОУ, программа ДОУ.
Слайд 9Технологии исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду -
сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования
Слайд 10Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Слайд 11Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Слайд 12Проектная деятельность включает в себя:
Задание для детей, сформулированное в виде проблемы
Целенаправленную
детскую деятельность
Формы взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом, родителями
Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта
Слайд 13Проектная деятельность дошкольников может быть
Познавательно-исследовательского характера
Игрового характера
Творческого характера
По продолжительности:
Краткосрочные проекты(1 неделя-
полгода)
Долгосрочные (полгода - несколько лет)
Слайд 14Технология «ТРИЗ»
(теория решения изобретательских задач)
создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Целью использования данной технологии в детском саду является:
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
речи и творческого воображения.
Слайд 15Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Слайд 16Преимущества компьютера
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Слайд 17ИКТ в работе современного педагога
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для
оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация,).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Использование мультимедийного проектора на занятиях, на педсоветах, РМО
Слайд 18Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений
ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Слайд 19 Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с
возможностями и достижениями дошкольника.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
Слайд 20Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим
современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
Слайд 21 У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все
радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Слайд 22Игровая технология
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной
и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Педагогическая технология организации режиссерских игр у детей
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Слайд 23 Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного
процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Слайд 24Нетрадиционные техники рисования
А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Г.Н.
Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Т.А.Цквитария «Нетрадиционные техники рисования.Интегрированные занятия в ДОУ»
К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
Слайд 25 Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения
дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Слайд 26Технология группового сбора
Задачи группового сбора:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы
поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
Решение некоторых обучающих задач: расширение представлений об окружающем, развитие речи, логического мышления и т.д.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности;
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Слайд 27Структура группового сбора
1.Приветствия, комплименты, пожелания, подарки и многое
другое – 1 - 2 минуты.
Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным: в форме приветственного слова (здравствуй, доброе утро, я тебя приветствую, привет), четверостишья или короткой коммуникативной игры. Дети младших групп с трудом могут назвать свое имя, такие приветствия научат их называть свое имя и имена своих друзей.
2.Игра (элементы тренинга, пение, кричалка, загадка и другое) – 2- 5 минут.
Сбор должен проходить быстро, в легкой форме, по-деловому, поэтому игры не должны «превращаться» в учебные действия. Использовать можно разнообразные игры: пальчиковые, словесные, игры – цепочки, игры- шутки, а так же элементы тренинга, например: психогимнастика. Важно, чтобы игра была интересна детям и связана с темой недели.
Слайд 28
Приветствие с помощью сердечка.
Слайд 29Дети приветствуют друг друга с помощью импровизированного микрофона, пропевают имя соседа,
здороваясь.
Слайд 30 Приветствие:
«Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй наш веселый круг!»
Слайд 31Обмен новостями.
Беседа – 2 -10 минут
Одной из самых любимых частей
группового сбора для детей является обмен новостями — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями и интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно можно проводить «Новости выходного дня».
Слайд 33Работа с календарем
Дети проговаривают дни недели, время года,
отмечают состояние погоды. Состояние погоды дети фиксируют в информационных листках. Если мало времени, то педагог пишет в информационном листке имя ребенка, ребенок запоминает, то, что он сказал о погоде сегодня ,и ребенок после окончания сбора зарисовывает свою примету состояния погоды.
Слайд 34Определение погоды
Для определения погоды мы используем рисунки с приметами
того или иного времени года, дети рассматривают их, выбирают нужные. Рассказывают о них и помещают в уголок природы.
Так можно загадать загадки о приметах, сегодняшней погоды, а дети должны отгадать и найти их на рисунках.
Слайд 36Счет детей
(Сколько среди зайчиков пришло сегодня мальчиков? Кто мальчишек
посчитает? Сколько мальчиков
узнает?
Посчитали мы мальчишек, сколько мальчиков – зайчишек?
А девчонок - зайчиков? Больше, чем мальчиков?
Кто девчушек посчитает? Сколько же их кто же знает?)
Дети считают, сколько пришло сегодня детей, сколько пришло отдельно девочек, сколько мальчиков. Определяют кого больше девочек или мальчиков. Желающих посчитать всегда много, и поэтому мы по считалке выбираем, кто будет считать детей. Сначала детей по считалке выбирал педагог, теперь дети сами выучили считалки и выбирают того, кто будет считать девочек, а кто мальчиков.
Слайд 37Планирование дня (выбор темы, планирование содержания деятельности, планирование видов деятельности) 5-12
минут
Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, на том, какие события происходят в детском саду и за его стенами, обеспечивает лучшую мотивацию и более успешное развитие. Педагог, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов.
Тема может появиться из окружающей обстановки, важности события (смена сезонов, приближающегося праздника), из новостей (когда дети начинают рассуждать и задавать вопросы друг другу). Интересы детей могут быть достаточно разнообразны. Задача педагога зафиксировать каждую тему и помочь детям сделать собственный выбор.
Слайд 38 Для выбора темы иногда применяем такой прием: когда дети
приходят в детский сад, им раздаются части осколочной мозаики. И когда дети соберут картинку во время утреннего сбора, то по изображению могут понять, какая тема у нас будет на этой неделе.
Слайд 39Собрав картинки, дети делают вывод, что тема недели будет «Перелетные птицы»
Слайд 40Подготовка к проведению группового сбора
Выбор удобного места.
Это место, где
можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры и возможности размещения материалов. Желательно, чтобы это место было застелено ковром для гигиеничного и удобного размещения. Как вариант, возможно использование сшитых родителями подушечки для сидения.
Слайд 42Позывные для утреннего сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную
традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: веселая музыка, звон колокольчика, речевка. Для сообщения детям о времени сбора педагогу лучше всего не пользоваться голосом, потому что ежедневное, многократное повторение «Дети, собираемся в кружок» лишает ваших воспитанников энтузиазма .
Слайд 44Подготовка рабочей информационной стены.
Сначала подумаем, какую информацию
нам нужно будет размещать, что для этого понадобиться, а затем решим, где и как все это удобно разместить.
Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, рассматривать иллюстрации и предметы. Значит, все эти материалы должны быть размещены на информационной стене, которая становится «рабочей стеной» или «информационным полем».
Материалы будут использоваться на протяжении всего времени знакомства с выбранной темой и постоянно пополняться. Основные требования к организации информационного поля:
информация должна быть размещена на уровне глаз детей;
необходим свободный доступ ко всем материалам.
Слайд 45Информационный стенд – тема недели «Деревья и кустарники»
Слайд 46Правила поведения на групповом сборе:
Выработка и
формулировка правил — это важная и необходимая часть образовательной работы в группе, т.к. является инструментом формирования у детей воли и основных норм поведения в обществе.
Основные рекомендации по организации работы с правилами:
— правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно («Бегать и кричать можно на улице» вместо «Не кричи» и «Бегать нельзя»; «Внимательно слушай других» вместо «Не перебивай других» и т.д.);
— правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность;
— правила и их формулировки обсуждаются с детьми (совместное творчество, основанное на педагогической ситуации);
— правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов;
— правила размещаются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.
Слайд 47Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе
Обозначение места каждого ребенка
условным значком или предметом
Специальные сигналы «Тишина», «Внимание» и т.д.
Обращение к правилам группы («Один говорит, все слушают»)
Игра – считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний.
Слайд 48Завершение
Завершающим компонентом группового сбора является презентация деятельности в центрах активности
и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
Слайд 49Литература:
- ФГОС программа «От рождения до школы»
- Гуманно – личностная технология
(Ш.А.Амонашвили)
Технология ТРИЗ (М.А. Страунинг, Эльконин)
Интернет ресурсы:
thelib.ru/series/biblioteka_programmy_ot_rozhdeniya_do_shkoly.html
https://nsportal.ru/.../analiz-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-ot-rozhdeniya-do...
mdou.ru/147/226/
https://www.books.ru/series/biblioteka-programmy-ot-rozhdeniya-do-shkoly-23325/