Слайд 1Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
комбинированного вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Гендерное воспитание в условиях ДОУ
Воспитатель
ГБДОУ детского сада № 37 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Герасимова В.В.
Слайд 2Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является
актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Слайд 3На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки
становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Слайд 4
Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников.
Слайд 5Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности
и включающий в себя психологические, социальные, культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Слайд 6
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково
способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Слайд 7Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие
качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками. Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Слайд 8Среда - средство развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и
социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Слайд 9В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, именно в
сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового
пространства для игр – «путешествий»,
в которых для мальчиков
представляется возможность проиграть
мужскую модель поведения.
Слайд 10Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с
процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. Д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Слайд 11Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного
материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Слайд 12Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых
действий. Часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Слайд 13Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх
детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Слайд 14Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в
войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков, спортсменов и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как
намеренную порчу игрушек), при покупке
игрушек для мальчиков нужно это учесть.
Лучше для игр приобретать конструкторы
«сборно-разборные модели транспорта».
Слайд 15Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об
этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Слайд 16Планируемый результат работы по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной
Слайд 17С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков
и девочек в ГДОУ ведется работа:
Слайд 18
В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство,
игрушки для детей подобраны с учетом полового признака
Слайд 22ФОТО ГАЛЕРЕЯ
"Девочки и мальчики - два разных мира"
Слайд 25ДЕНЬ МАТЕРИ РОССИИ
В ГДОУ ежегодно отмечается ДЕНЬ МАТЕРИ РОССИИ. Совместно с
мамами проводятся досуги, совместная деятельность, праздники.
Слайд 26В ГДОУ работает семейный клуб «Радуга»
Мамы частые гости в клубе
На «огонек»
заходят и папы