Слайд 1«Ох, уж эти
одаренные дети!»
Косенко Людмила Владимировна педагог-психолог МБДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 27»
Слайд 2Одаренность — это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Слайд 3
История про ёжика, который искал в зеркале причину своих неудач.
Ёжик стоял
перед зеркалом и рассматривал себя. Вроде всё как у всех ежат: носик – остренький, глазки- бусинки, колючки – торчком, четыре лапки… Почему же мама так часто смотрит на него и вздыхает: «Ну почему у всех ежих ежата, как ежата, а ты.. Ночью опять книжки читал под одеялом? А уроки снова не выучил. И с учительницей вчера поссорился. А уж велосипед-то зачем разобрал? Опять ракету, что ли, строишь?» Ежик очень внимательно смотрел на свое отражение, но так и не смог увидеть, что же в нем лишнего. Или, может, чего-то не хватает? Да, нелегко жить на свете, если ты совсем не такой , как другие. Наверное, надо срочно стать таким, как все. Только вот как? Зеркало, к сожалению, так и не подсказало ответ.
Слайд 4«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой
степени дитя». А. Шопенгауэр
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети –
это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Слайд 5Виды одарённости
«по степени сформированности»
Актуальная, явная одарённость проявляется в деятельности ребенка достаточно
ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Потенциальная, скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. У ребенка есть психические возможности для высоких достижений.
Слайд 6«Широта проявлений в
различных видах деятельности»
Общая одаренность – проявляется по отношению
к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Специальная одаренность - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение, музыка).
Существует ранняя и поздняя одаренность. Раньше всего проявляется одаренность в области искусства, в сфере науки выдающиеся достижения появляются значительно позже.
Слайд 7Уровни детской одаренности.
Психический процесс, который
Дает возможность пробовать себя в разных видах
деятельности;
Обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
Развивается одаренность, если созданы благоприятные условия
Психическое состояние, которое
Возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
Стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания.
Личностная черта, свойства которой
Превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
Стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Слайд 8Проблемы одаренных детей
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между физическим, интеллектуальным
и социальным развитием
Стремление к совершенству
Ощущение неуязвимости
Нереалистические цели
Сверхчувствительность
Потребность во внимании взрослых
Нетерпимость.
Слайд 9Типичные черты одаренных детей
на занятиях все легко и быстро схватывают;
знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
быстро запоминают услышанное или прочитанное;
решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
очень восприимчивы, наблюдательны;
быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Слайд 10Статистика:
Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но
они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Интеллектуально одарено 2% детей,
с повышенными умственными способ-ностями 15 -16%, то есть в общем 18 детей из ста.
Из 5 одаренных детей выявляется только один.
Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Слайд 11Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
2
этап - представляет собой прохождение трех модулей:
Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.
Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка.
3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.
4 этап – мониторинг результатов сопровождения.
Слайд 12Одаренность по видам деятельности:
Интеллектуальная одаренность (область естественных наук, гуманитарных наук, интеллектуальных
игр и др.);
Практическая одаренность (спортивная, в ремеслах, организационная);
Коммуникативная одаренность (общение и лидерство);
Художественно - эстетическая одаренность (изобразительная, музыкальная, сценическая, литературно-поэтическая, хореографическая);
Духовно-ценностная одаренность- проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 13Интеллектуальная сфера.
Показатели:
наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли;
хорошая общая осведомленность;
зачатки мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
зачатки понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Слайд 14Художественно-эстетическая сфера.
Показатели:
пытливость; способность «с головой уходить» в занятие;
высокий энергетический уровень
(не устает, когда занимается творчеством);
стремление делать по-своему; любознательность;
изобретательность в игровой, изобразительной, сценической, музыкальной, хореографической деятельности.
Слайд 15Общение и лидерство
Показатели:
ребенок легко приспосабливается к новым условиям;
его предпочитают
выбирать в качестве партнера по играм другие дети;
в общении он сохраняет уверенность в себе;
легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность.
Слайд 16Практическая сфера
Показатели:
интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
хорошая зрительно-моторная
координация;
любовь к движениям; широкий диапазон движений;
ребенок хорошо удерживает равновесие;
хорошо владеет темпом;
демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков.
Слайд 17Красивый почерк не даётся от рождения
- ему нужно учиться; а
лёгкость движения - отличительная черта умеющего танцевать.
Танец – единственный вид искусства,
в котором мы сами являемся инструментом.
Слайд 18«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский
Слайд 19Что ждут исключительные дети от своих родителей?
Сегодня у Ёжика – день
рождения. Он проснулся веселый и довольный. Умылся, оделся в праздничный костюм, сел у окна и стал ждать чуда и радости. Он ждал 20 , 30 минут, прошла целая вечность, но чуда и радости Ёжик так и не дождался. Тогда он пошел их искать. Он вышел из дома и под проливным дождем отправился к своему другу Лисенку. Но тот сказал, что у него в домике нет ни чуда, ни радости. Игравшие на поляне медвежата тоже их не встречали. Ёжик залез в канаву, обошел три раза вокруг ельника, прополз под большой корягой, но не нашел того, что искал. Он проголодался, ужасно замерз, ему стало грустно, и он заплакал. Уже смеркалось, когда Ёжик вернулся домой. Мама открыла дверь, всплеснула руками и сказала: «Чудо ты мое! Как я рада, что ты пришел!» Мама как будто не заметила, что одежда Ёжика грязная и мокрая, сам он весь расцарапан, новая курточка разорвана. Мама не заставляла долго вытирать ноги в прихожей. Не говорила обидных слов. Не грозила лишить компьютера…. Она просто обрадовалась, что он пришел. И Ёжик снова заплакал: ведь чудо и радость ждали его дома, а он так долго искал их в лесу!