Слайд 1«Особенности развития связной речи дошкольников»
Слайд 2План:
1. Связная речь.
2. Значение связной речи.
3. Показатели связного высказывания.
4. Особенности развития
связной речи в дошкольном возрасте.
5. Линии развития связной речи.
6. Средства развития связной речи.
7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи.
8. Работа с родителями.
9. Индивидуальная работа.
Слайд 3 Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и
взаимопонимание людей.
Слайд 4 1 – дети учатся мыслить, учась говорить и
совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).
3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Слайд 51.Смысловая ценность текста:
- высказывание на определённую тему,
- реализуется замысел говорящего,
- автономное
законченное высказывание,
- можно подобрать заголовок,
- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.
Слайд 62. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность
предложений.
Формы связного высказывания:
1. монолог
2. диалог*
Слайд 7Младший дошкольный возраст:
1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи
2 -
Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы.
3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении).
4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает.
5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.
Слайд 81 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты.
2 – Структура
речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть.
3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает.
Слайд 91 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или
развёрнуто.
2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания.
3- Используют все типы предложений.
4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми).
5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.
Слайд 101 – от ситуативной к контекстной (происходит в возрасте 4 -5
лет)
2 – от диалога к монологу
3 - от устной речи к письменной
4 – от звука к слову и предложению
Слайд 11*Задачи обучения детей связной речи:
Слайд 121. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2.
Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Слайд 13- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
- Полнота
передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная выразительность речи,
- достаточная громкость, отчетливость произношения.
Слайд 14- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),
- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),
-
занятия по обучению рассказыванию,
- пересказ литературных произведений,
- рассказывание по игрушке,
- рассказывание по картине,
- рассказывание их опыта,
- творческое рассказывание, рассуждение.
Слайд 15 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в структуре основной
образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Речевое развитие" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 16Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так
как:
Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности;
Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.
Преимущества интегрированных занятий:
способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша.
углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;
Слайд 17Основные формы развития связной речи :
1. Организация образовательных ситуаций.
2. Ситуации общения.
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
3. Занятия.
Слайд 18Основной же формой работы по развитию связной речи являются НОД, где
обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. При организации НОД по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы.
Слайд 19
Индивидуальная работа:
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа
с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Слайд 20Работа с родителями:
(в соответствии с программой воспитания и обучения в детском
саду Н.Е.Веракса)
Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье.
Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния.
Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком.
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками.
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.
Слайд 21Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.