Слайд 2Всероссийский день лицеиста
19 октября в России отмечается День лицеиста. Учреждена праздничная дата
в 1992 году, но широкой популярности еще не завоевала. Подавляющее большинство детей в стране учится в средних общеобразовательных школах, и хотя в конце XX – начале XXI столетия многие школы и училища стали именоваться лицеями, учащиеся и их родители смутно представляют себе практический смысл переименования.
Слайд 3История Царскосельского лицея
Всероссийский день лицеиста знаменует годовщину открытия Императорского лицея в
Царском Селе в 1811 году. Учебное заведение было открыто по указу императора Александра I и принимало в ученики детей из дворянства.
Слайд 4История Царскосельского лицея
Под размещение Императорского Царскосельского лицея Александр I отдал флигель
Екатерининского дворца. Название учебного заведения происходит от греческого слова «lykeion», так именовался район древних Афин, в котором расположен храм Аполлона. В саду возле храма любили проводить в беседах время древнегреческие философы, а Аристотель делился знаниями со своими учениками.
Царскосельский лицей готовил государственных служащих высшего ранга, набор происходил раз в 3 года, программа была рассчитана на 6 лет обучения. Учебный год длился с 1 августа по 1 июля.
Слайд 5История Царскосельского лицея
В 1843 году Императорский Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург
и стал называться Александровским.
В XIX веке в России насчитывалось всего 7 таких учебных заведений, четыре из них проработали недолго, до Октябрьской революции 1917 года действовали только три. Царскосельский (Александровский) лицей был расформирован годом позже, в настоящее время он является музеем. Демидовский юридический лицей был переименован в Юридический университет, а Лицей цесаревича Николая стал Дипломатической академией.
Слайд 6История Царскосельского лицея
Особенности образования
Царскосельские лицеисты изучали знакомые всем современным
ученикам предметы:
- грамматику (русский язык);
- историю, физику, математику;
- русскую словесность (литературу);
- иностранные языки (французский и немецкий);
- живопись и музыку.
А также: право, философию, историю религии, политэкономию и логику. Входили в образовательную программу и гимнастические упражнения. К концу периода обучения от каждого лицеиста требовалось овладение искусством сочинительства, причем не только на родном языке, но и на иностранных.
Слайд 7История Царскосельского лицея
У воспитанников лицея приветствовалось творческое свободомыслие, развязывание споров и
дискуссий, в которых обязательно находилась истина. Не допускалось пустословие, каждая мысль должна была быть хорошо продуманной и взвешенной. Целью обучения являлось взращивание чести и благородства в молодых гражданах своей страны, лучшими качествами воспитанников считались добросердечие и справедливость в противовес карьеризму и личным амбициям. Выпускники выходили из Царскосельского лицея всесторонне развитыми и образованными людьми, многие из них в будущем прославились.
Система образования в лицеях состояла из двух ступеней: среднее и высшее образование, то есть лицей объединял в себе школу и ВУЗ.
Слайд 8Как появился праздник?
С 1818 года в день открытия лицея – 19
октября – бывшие воспитанники каждый год собирались на «лицейские обеды» в память о времени, проведенном в стенах заведения. Так этот день стал праздником. Просуществовал он вплоть до закрытия лицея в 1918 году.
В конце XX века было решено возродить традицию празднования дня открытия Царскосельского лицея 31 октября по новому стилю. Но эта идея не нашла поддержки у общественности. Поэты – выпускники лицея: А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие – воспевали в своих произведениях именно 19 число, эта дата увековечена в их рифмах. Таким образом, давно ушедшие люди сделали Всероссийский день лицеиста уникальным праздником – ведь больше ни одна знаменательная дата не отмечается по старому стилю. Невольно вспоминается: «Что написано пером – не вырубишь топором», а ведь в XIX веке писали как раз перьями.
Слайд 9Лицеи в настоящее время
Лицеи делятся на два направления: естественно-научное и гуманитарное.
Выпускники лицеев получают отличную подготовку для поступления на определенные факультеты высших учебных заведений.
Ученики общеобразовательных школ и ученики лицеев изучают все предметы стандартной школьной программы, единственное отличие в учебном процессе состоит в том, что лицеисты профильные предметы изучают более углубленно.
Наряду с лицеями, в которые отбираются способные ученики старших классов общеобразовательных школ, существуют школы-лицеи. В эти заведения приходят маленькие ученики, и с 1 класса приступают к углубленному изучению дисциплин, составляющих специализацию школы-лицея. В лицеях занятия представляют собой пары, как в профессиональных и высших учебных заведениях, в школах-лицеях – обычные уроки по 40-45 минут.
Слайд 10История нашего лицея
Школа № 15 начала строиться в феврале 1937 г.
на пустыре бывшей слободы Монастырщенка. К началу учебного 1937 – 1938 года строительство школы было закончено. В 1939 г. школу решили достроить.
В самом начале Великой Отечественной войны она была полностью разрушена. Все ученики были переведены в другие школы.
После освобождения Воронежа 1 сентября 1943 г. в 24-х вновь открытых школах за парты сели 10800 учеников.
Слайд 11История нашего лицея
С 1 сентября 1943 г. Школа стала женской.
Учебный
день начинался обычно с политинформации о положении на фронтах. Затем в течение трех часов проводились уроки по основным предметам, после чего учащиеся занимались расчисткой завалов, уборкой близлежащей территории.
Летом 1944 г. начались восстановительные работы в здании 15-й школы. Здание было сильно разрушено: без крыши, без рам. От школы остались одна развалины. Учащиеся организовали бригады в помощь строителям.
Слайд 12История нашего лицея
В 1954 г. школа стала смешанной. В эти годы
ученики школы много путешествуют по родной стране, участвуют в туристических слетах.
В 1961 г. школу постигло несчастье: сгорел почти весь верхний этаж. Учителя и ученики перешли в школу рабочей молодежи. К 1 сентября школа была восстановлена и стала трехэтажной.
С 1961 г. школа стала называться «Средней общеобразовательной политехнической школой с производственным обучением № 15 (в составе 9 – 11-х классов)». Позднее в название школы добавилось слово «трудовая». В школе преподаются кулинария, конструирование легкого женского платья, литейное производство.
Слайд 13История нашего лицея
20 января 1965 г. была открыта Комната боевой славы
(располагалась в 38-ом кабинете).
В эти годы традицией становятся праздники «За честь школы». Все классы преподносят школе подарки, сделанные своими руками.
В 1967 г. школа занимает третье место в районе по успеваемости (93,7 %). В 1970 г. процент успеваемости вырастает до 97,5, в 1971 – до 99,3. В 1972 г. процент успеваемости составил 99,5, т.е. каждый второй ученик учился на «4» и «5». Растет авторитет школы, многие ученики других школ желают поступить в нее.
Слайд 14История нашего лицея
В сентябре 1979 г. согласно приказу районо в школе
создается народный университет для родителей с тремя факультетами: «Младший школьник», «Подросток», «Старший школьник».
Начавшиеся в конце 80-х гг. изменения в стране постепенно проникали и в школу. Перестали действовать пионерская и комсомольская организации, в 1992 г. отменили школьную форму.
В 1990 г. учащиеся гуманитарного класса впервые участвуют в работе археологической экспедиции ВГУ, проводившей раскопки Чертовицкого городища. За восемь лет школьники провели пять археологических сезонов.