Слайд 1
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Слайд 2
«Критериальное оценивание
в новом формате»
Казахстанская интеллектуальная школа
«Байтерек»
г.Шымкент
Научно – практическая конференция
Автор: Баимбетова
Евгения Александровна,
учитель начальных классов
Слайд 3
Недостатки пятибалльного оценивания:
Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику
Отношения учитель –
ученик определяются контролирующей функцией учителя
Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания
Ученик не учится контролировать себя сам
Слайд 4
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 5Критериальное оценивание
Смысл критериального оценивания
заключается не в отказе от отметки.
Критериальное оценивание позволяет
ученику
планировать свою учебную
деятельность, определять цели, задачи,
пути их достижения, оценивать результат своего труда
Слайд 6
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 7
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 8
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 9
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 10
Мероприятия по внедрению
критериального оценивания в процесс обучения
Создание единой политики оценивания в
школе;
Создание нормативно-правовой базы;
Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;
Определение процедур оценивания;
Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания
Слайд 11Принципы критериального оценивания:
Критериальность;
Приоритет самооценки;
Гибкость и вариативность;
Естественность процесса контроля и оценки.
При критериальном
оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я - по другому. Такие ярлыки, как "отличник", "троечник", "хорошист", отпадают сами собой.
Слайд 12
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 13
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 14
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 15
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 16
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 17
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 18
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 19
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 20Функции отметки при критериальном оценивании:
Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты
Определение границ
знания-незнания
Определение направления коррекционной работы
Оценивание личной динамики учащихся
Мотивирование учащихся к обучению
Формирование действий контроля и оценки
Слайд 21Виды контроля:
По субъекту контроля:
взаимоконтроль;
самоконтроль;
учительский контроль.
По месту в учебном процессе:
стартовый;
рефлексивный;
планирующий;
пооперационный;
диагностико-коррекционный;
итоговый.
Слайд 22 Виды оценки:
констатирующая;
рефлексивная;
прогностическая;
ретроспективная.
Главное качество всех видов оценки –
содержательность (критериальность).
Слайд 23Правила оценочной безопасности:
Не скупиться на похвалу.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Даже в море
неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребенком только конкретные цели.
Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.
Слайд 24Перспективная цель
критериального обучения -
достижение полной ответственности обучаемого за процесс и
результат непрерывного самообразования
Слайд 25Этапы формирования оценочной деятельности
Постановка задачи( что предстоит сделать и где можно
использовать данный навык);
План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);
Критерии оценивания;
Оценивание;
Выработка дальнейших действий.
Слайд 26Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников
«Волшебные линеечки»
(изобретение оценочных шкал самими школьниками);
«Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);
«Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);
«Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);
«Составление задачи, подобной данной»;
«Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
«Обнаружение ошибки»;
«Создание помощника»;
«Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);
«Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач).
Слайд 27Что делает учитель
Выделяет что должен знать и уметь ученик после конкретного
урока;
Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;
Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;
Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;
Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности.
Слайд 28Что делает ученик
Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;
Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;
Совместно с учителем определяет критерии оценивания;
Оценивает свою работу;
Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.
Слайд 29
Егорова З.М. - учитель начальных классов, методист
Слайд 30Алгоритм выработки критериев
При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;
Выделить
формируемое умение;
Определить пошаговые операции выделенного умения;
Из пошаговых операций выделить критерии;
Составить таблицу критериев.
Слайд 31Основа алгоритма самооценки
1. Какая была цель, что нужно было получить?
2. Удалось
получить результат?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4. Справился самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чём)?
5. Каким умением пользовался?
6. На каком уровне успешности
выполнено задание?
Слайд 32Критерии оценки ответа на тему:
1.Правильность
ответа
2.Полнота ответа
3. Наличие примеров
Слайд 33Критерии оценки работы в группе
1.Организация работы (тихо, не мешать другим,
каждый должен быть услышан)
2.Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
3.Ответ команды (чётко, убедительно, доказательно)
Слайд 34 Критерии устного ответа
1.Сответствует ли ответ заданному
вопросу?
2.Последовательно ли отвечал?
3.Можно ли считать ответ убедительным?
4.Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?
5.Были ли ошибки по существу изложения