Слайд 1Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада
Слайд 2Основные функции дидактических игр
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста; формой обучения; самостоятельной игровой деятельностью; средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Слайд 3Дидактическая игра как игровой метод обучения
рассматривается в двух видах: игры-занятия
и дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Слайд 4Дидактическая игра как форма обучения детей
Содержит два начала: учебное ( познавательное
) и игровое ( занимательное ). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.
Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре ( в играх-занятиях, собственно дидактических играх )детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов
Слайд 5Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в
том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм ), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого.
Слайд 6Виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Слайд 7Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, качеству, назначению),что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Слайд 8Настольно-печатные игры.
Это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам .Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Слайд 9Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх
дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
Слайд 10Д/И «Что на что похоже?»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами,
тренировать память, внимание, фантазию, воображение.
Слайд 12Д/И «По сказке курочка ряба».
Цель: знакомить детей с геометрическими фигурами,
развивать мелкую моторику рук.
Слайд 14Лото «Цвет и формы».
Цель: закрепить представление детей о геометрических формах (круг,
овал, квадрат, треугольник) и четырёх спектральных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Учить ориентироваться на два признака одновременно цвет-форма.
Слайд 15Д/И «Собери узор».
Цель: развивать у ребенка восприятие формы и научить
его анализировать в пространстве.