Слайд 1Тема. Дидактическая игра как средство развития детей с ОВЗ.
Фролова Л.А.
Слайд 2Идея опыта:
Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья посредством дидактической игры.
Слайд 3
"Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности".
В.А.Сухомлинский.
Познавательная потребность:
высокий уровень – нет;
средний уровень – 20%.;
низкий уровень – 80%;
Слайд 4Определение доминирования
познавательных или игровых мотивов ребенка:
- познавательный мотив – 16,6%;
- игровой
мотив – 83,4%.
Слайд 5Ведущая педагогическая идея.
Ведущая идея педагогического опыта
заключается в необходимости расширения использования разнообразных игровых методик с целью развития познавательных интересов и личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры.
Игровая технология обучения, на мой взгляд, является наиболее эффективной в плане развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и позволяет успешно решать следующие педагогические задачи:
• развитие интереса к учебе;
• облегчение процесса усвоения учебного материала;
• обеспечение психологического комфорта процесса обучения;
• развитие творческих способностей школьников;
• предоставление возможностей для самореализации, самовыражения личности.
Слайд 6
В процессе работы над темой рассматриваются понятия:
- познавательный интерес;
- игровая задача;
- мотив; - дидактическая игра;
- игровой замысел; - дидактическая задача;
- игровые правила; - игровые действия.
Слайд 7
Все дидактические игры делятся на три основных вида:
- прямого дидактического воздействия,
в которых педагог действует совместно с учащимися в роли одной из играющих сторон;
- опосредованного дидактического воздействия, когда педагог находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;
- смешанного дидактического воздействия, когда педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.
Слайд 8Цели и задачи педагогической деятельности.
Целью
педагогической деятельности является обучение, развитие и воспитание обучающихся на основе использования различных игровых методик с целью развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их личностных качеств.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- введение в педагогическую практику коррекционно-развивающей работы учителя использования разнообразных игровых методик как средства развития познавательных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Говоря о целях организации совместной работы и игры детей, имеется в виду дать каждому ребенку:
- эмоциональную поддержку, без которой многие школьники не могут добровольно включиться в общую работу группы;
- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.
Слайд 9
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности
учащихся.
- Игры - путешествия.
- Игры - поручения.
- Игры - предположения.
- Игры - загадки.
- Игры - беседы (игры-диалоги).
Слайд 10Игра-экскурсия по теме "Ориентация в пространстве".
Занятие проводится на свежем воздухе или
в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства.
Слайд 11Игра-путешествие на тему "Зачем людям нужны числа".
Урок проводится в окрестностях школы
по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.).
Слайд 12Игры - предположения
“Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”,
“Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др.
Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Слайд 13В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках
представляемого опыта используются разнообразные формы учебно-воспитательной работы:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные;
- коллективные.
Слайд 14Методы обучения:
В рамках дидактической системы по развитию познавательных интересов школьников с
ограниченными возможностями здоровья посредством использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя в классе используются различные методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Словесные методы (рассказ, беседа) обязательно сочетаются с наглядными (демонстрация), но чаще используются практические (игры, упражнения, моделирова-ние).
Слайд 15Преобладающие виды деятельности:
- Организация направляющего воздействия, внешний контроль в совместной деятельности
с учителем;
- Организация самостоятельной деятельности проведения игры, которая протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и направляется им.
Слайд 16
Познавательная потребность
высокий уровень – 33,2%;
средний уровень – 16,6%.;
низкий
уровень – 49,8%;
Слайд 17
Определение доминирования
познавательных или игровых мотивов ребенка
- познавательный мотив – 50%;
- игровой
мотив – 50%.
Слайд 18Игра «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие внимания, мышления.
Ход игры: участвуют несколько человек.
Один становится ведущим. Ведущий, указывая по очереди на каждого игрока, произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь… Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен назвать, в данном случае, зверя. Если ответ принимается, игра продолжается.
2 вариант «Цветок, овощ, фрукт»
3 вариант «Посуда, одежда ,обувь».
Слайд 19Чем отличаются картинки? Найди не менее 5 отличий.
Слайд 20
Назови предметы, которые ты видишь на рисунке.
Слайд 21На уроках русского языка:
Игра “Найди пару”
К словам из левого столбика дети
подбирают синонимы из правого столбика:
Алфавит аккуратный
Чистый кавалерия
Конница озорник
Шалун азбука
Игра “Найди слова в картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
Игра “Убежали гласные”
Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.