Слайд 1«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
Старший
воспитатель Лепехина М.А.
Слайд 2Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями
воспитанников.
Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО;
3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Слайд 3закон РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что
«государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье».
Слайд 4Установки ФГОС дошкольного образования:
стремление к взаимодействию
стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным
проектам
стремление к открытости
стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами
усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу
стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец».
Слайд 5Среди основных принципов:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…»
Слайд 6В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать родителей (законных представителей)
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Слайд 7В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
поддерживать родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Слайд 8Итак, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие
с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка».
Слайд 9Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н.
Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.
Слайд 10«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как
качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Слайд 11 Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего
ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку.
Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе.
Слайд 13Педагогическая ситуация:
«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его
ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)
Слайд 14В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к
нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану») ;
- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);
- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.
Слайд 15Трудностей в организации общения :
непонимание родителями важности режима детского сада,
постоянное нарушение режима,
отсутствие единства требований в семье и детском саду,
общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.
Слайд 16Профессиональная компетентность педагога
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с
родителями воспитанников
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Слайд 17Портрет педагога
Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
Признает
роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Слайд 18Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным
в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Слайд 19Примерные эффективные способы, формы, методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ.
Диалог с
использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм:
«Устный журнал»,
«Педагогическая гостиная»,
«Круглый стол»;
«Педагогическое поле чудес»,
«Педагогический случай»,
«КВН»,
«Ток – шоу»;
Акции «Покрасим веранды», «Мы – дизайнеры»,
Почтовый ящик,
Сайта ДОУ.
Слайд 20 «Домашнее задание.
Аукцион проектов.»