Слайд 1
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА:
способы сохранения психологического здоровья ребенка при переходе в школу
Автор:
Корсикова
Елена Николаевна, к.п.н., педагог-психолог высшей квалификационной категории
Слайд 2Новый социальный статус
Главное право ребенка: уважение к его учебным занятиям;
Основные обязанности:
систематическое выполнение заданий учителя, необходимость вести себя в соответствии со школьными правилами вне зависимости от того, нравится ребенку это в настоящий момент или нет
Слайд 3Глобальные изменения:
смена режима сна и питания;
смена воздушного режима: необходимость пребывания
в помещении в течение длительного периода;
увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом, непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене;
смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;
необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их;
необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;
увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Слайд 4Адаптация к обучению в школе
процесс активного приспособления к новым условиям получения
образования;
3 уровня адаптации: высокий, средний, низкий;
длится 1-3 месяца (до полугода);
факторы, влияющие на течение адаптации: возрастной кризис 7 лет; готовность к школе; характер семейного воспитания; другие стрессы.
Слайд 5Компоненты готовности к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь
писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А.Венгер)
Физическая готовность – состояние здоровья, уровень развития крупной и мелкой моторики;
Психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;
Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;
Эмоционально-волевая готовность – умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром.
Слайд 6Образование детей с ОВЗ в школе
Категории детей с ОВЗ:
глухие
слабослышащие
слепые
слабовидящие
с тяжелыми нарушениями речи
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с задержкой психического развития
с расстройствами аутистического спектра
со сложными дефектами
Слайд 7Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ в начальной школе
С
2016-2017 учебного года вступил в силу ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Документ позволяет реализовать дифференцированный подход к образованию детей с ОВЗ
Преимущества создания специальных образовательных условий в образовательной организации:
получение документа об образовании полностью соответствующего образованию сверстников (вариант СФГОС I и II);
меньшая наполняемость класса;
бесплатная коррекционно-развивающая работа специалистов;
облегченные условия при сдаче основного государственного экзамена.
Требуется заключение ПМПК, предоставленного родителями в образовательную организацию.
Слайд 8«Урок выучил, а вышел к доске и молчит»
В чём проблема?
«Не
в памяти, а в низкой самооценке», - считают детские психологи. Ребёнок зажат, боится ошибиться, боится насмешек.
Как помочь:
Хвалить ребёнка за любой маленький успех. Внушать веру в себя, в собственные способности.
Слайд 9«Грязь в тетради, кривые буквы…»
В чём проблема?
Слабо развиты мышцы руки
(«мелкая моторика»)
Как помочь:
Срочно покупаем пластилин.
И лепим зверушек, человечков.
Вырезаем ножницами картинки,
Раскрашиваем мелкие рисунки.
Месяц занятий даст ощутимый результат.
Слайд 10«Ребенок делает глупые ошибки, пропускает буквы»
В чём проблема?
Плохо развит фонематический
слух;
Ребенок стремится к быстрому достижению результата в ущерб качеству выполнения задания
Как помочь:
Вместе раскладывайте
слова на звуки.
Приучите ребёнка дважды
медленно прочитать
написанное, прежде чем
сдать работу на проверку.
Слайд 11«В одно ухо влетело, в другое вылетело»
В чём проблема?
Недостаточно развита
вербальная долговременная память
Как помочь: тренировать память.
Используйте игры на запоминание
«Вспомни: в какой одежде ушёл папа на работу?»,
«Закрой глаза и опиши, какие предметы лежат у тебя на столе. А в комнате?»
Приучайте ребёнка делать не только то, что приятно, но и то, что нужно. Придумайте систему поощрения.
Слайд 12«Не может сосредоточиться,
вертится на уроке»
В чём проблема?
Это может быть
следствием нарушением режима дня. Не допускайте, чтобы ребёнок просиживал перед компьютером или телевизором полдня.
Как помочь:
Обязательны прогулки, физические нагрузки, подвижные игры. Еда и сон вовремя.
Слайд 13Какой он – будущий первоклассник?
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в
начале XX века под влиянием японской поэзии.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта;
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, синоним к первому слову.
Слайд 14У детей в запасе всегда много солнца
Владимир Леви
Слайд 15Здоровья и успехов вашим детям!
Настоящее детство – это движение вперёд,
это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым, а взрослые должны помочь ему актуализировать свои потенциальные возможности.