Слайд 1Преемственность начального и среднего звена
Слайд 2Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется
под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с детьми (учитель, психолог);
- работа с родителями (учитель, психолог, социальный педагог). Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Слайд 3Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках
образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Слайд 4
Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания
и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Слайд 5
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только
для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Слайд 6
Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее
Слайд 7
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников
Одни учителя
предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Слайд 8
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Слайд 9
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность
Экономя время урока, педагоги
порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Слайд 10
3.Создание ситуации успеха для пятиклассников
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена
является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Слайд 11
4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе
Пятиклассники обычно очень
тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций со слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
Слайд 12
5.Отсутствие коллективных средств обучения
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте
ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Слайд 13
6.Наличие большей свободы и самостоятельности
При всем положительном отношении к предоставлению свободы
и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова- синонимы, равно так же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Слайд 14
7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий
Нередко с переходом в пятый
класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются пробелы в знаниях.
Слайд 15
8.Личностный контакт с учителями
Не следует забывать, что пятиклассники - народ
эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Слайд 16
Причины возникновения проблемы:
- неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной
школы;
- недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
- несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; - неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
- скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Слайд 17
непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее
изученным в начальной школе;
рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
Слайд 18
невладение методикой активизации учебно- познавательной деятельности пятиклассников;
недостаток дифференцированного дидактического
материала для организации самостоятельной работы учащихся;
недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
Слайд 19
Главная задача начальных классов
Создание у детей младшего школьного возраста познавательной
мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе. Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.
Слайд 20
Этапы реализации периода адаптации пятиклассников
разработка социально-психологической службой варианта программы для
работы с возрастной группой;
создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода;
проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.
Слайд 21
Психолого-педагогическая направленность
Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к
обучению в среднем звене:
- постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов;
- совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе;
- проведение коррекционно-развивающих мини-групп;
- поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года).
Слайд 22
Педагогическая направленность
- взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления
содержательных и методических «разрывов»;
- составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников;
- совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»;
-неукоснительное соблюдение выработанных требований за «круглым столом»;
- активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива ;
- проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.
Слайд 23
Родители
- совместное общение с детьми, с целью достижения хорошего контакта
между родителями и детьми;
- проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. «Впереди пятый класс» (деловая игра);
- поддержка родителями требований школы;
- тесная связь с учителями- предметниками и классным руководителем;
- проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»
Слайд 24
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И
УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Слайд 25РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Рассматривать
самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства. Совершенствовать методику организации различных типов урока. Овладеть методикой анализа и самоанализа урока. Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности. Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах. Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе. Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы. Рассмотреть вопросы методик по отдельным учебным темам. Следовать единым требованиям к уроку : подготовка ученика к уроку; домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы; выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно; контроль за дисциплиной учащихся: пропуски отмечать в классном журнале, доводить до сведения родителей в этот же день, опоздания отмечать в дневнике учащихся, удаление учащихся с уроков недопустимо.
Слайд 26Суть преемственности в обучении в установлении необходимой связи и правильного соотношения
между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно- воспитательной работы
Слайд 27
Анкета к педсовету по преемственности между начальной и средней школой
Известно,
что преемственность в обучении обеспечивается единой образовательной стратегией, единством требований, предъявляемых к учащимся. В чем на Ваш взгляд заключается это единство?
Какие средства способствуют реализации преемственности в процессе обучения. Укажите, приведите, пожалуйста, примеры.
Какие трудности препятствуют, по Вашему мнению, осуществлению эффективной преемственности между начальной и средней школой. Перечислите их, пожалуйста.
Сформулируйте, пожалуйста, Ваши пожелания и предложения по осуществлению преемственности: а) учителям начальных классов б) учителям средней школы в) себе самому