Презентация, доклад на тему Преемственность начального и среднего звена

Содержание

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям: - совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; -

Слайд 1Преемственность начального и среднего звена


Преемственность начального и среднего звена

Слайд 2Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется

под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям: - совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; - работа с детьми (учитель, психолог); - работа с родителями (учитель, психолог, социальный педагог). Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: - образовательные программы; - организация учебного процесса; - единые требования к учащимся; - структура уроков.  
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему

Слайд 3Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках

образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации

Слайд 4  
Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания

и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
   Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения

Слайд 5  
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только

для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
   Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников,

Слайд 6  
Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее

   Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее

Слайд 7  


1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников
Одни учителя

предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
   1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьниковОдни учителя предпочитают «живые»

Слайд 8 Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?  

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?    

Слайд 9  
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность
Экономя время урока, педагоги

порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
   2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Экономя время урока, педагоги порой забывают

Слайд 10  
3.Создание ситуации успеха для пятиклассников
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена

является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
   3.Создание ситуации успеха для пятиклассниковОшибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание

Слайд 11  
4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе
Пятиклассники обычно очень

тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций со слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
   4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школеПятиклассники обычно очень тяжело переживают,

Слайд 12  
5.Отсутствие коллективных средств обучения
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте

ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
   5.Отсутствие коллективных средств обученияСледует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью

Слайд 13  
6.Наличие большей свободы и самостоятельности
При всем положительном отношении к предоставлению свободы

и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова- синонимы, равно так же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
   6.Наличие большей свободы и самостоятельностиПри всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности

Слайд 14  
7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий
Нередко с переходом в пятый

класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются пробелы в знаниях.
   7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданийНередко с переходом в пятый класс педагоги

Слайд 15  
8.Личностный контакт с учителями
Не следует забывать, что пятиклассники - народ

эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
   8.Личностный контакт с учителями Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И

Слайд 16  
Причины возникновения проблемы:
- неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной

школы;
- недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
- несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; - неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
- скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
   Причины возникновения проблемы: - неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; -

Слайд 17  
непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее

изученным в начальной школе;
рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
   непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в

Слайд 18  
невладение методикой активизации учебно- познавательной деятельности пятиклассников;
недостаток дифференцированного дидактического

материала для организации самостоятельной работы учащихся;
недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
   невладение методикой активизации учебно- познавательной деятельности пятиклассников; недостаток дифференцированного дидактического материала для организации

Слайд 19  
Главная задача начальных классов
Создание у детей младшего школьного возраста познавательной

мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе. Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.
   Главная задача начальных классов Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без

Слайд 20  



Этапы реализации периода адаптации пятиклассников
разработка социально-психологической службой варианта программы для

работы с возрастной группой;
создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода;
проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.
   Этапы реализации периода адаптации пятиклассников разработка социально-психологической службой варианта программы для работы с

Слайд 21  
Психолого-педагогическая направленность
Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к

обучению в среднем звене:
- постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов;
- совместно с завучем проведение психолого- педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе;
- проведение коррекционно-развивающих мини-групп;
- поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года).
   Психолого-педагогическая направленность Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в

Слайд 22  
Педагогическая направленность
- взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления

содержательных и методических «разрывов»;
- составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников;
- совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»;
-неукоснительное соблюдение выработанных требований за «круглым столом»;
- активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива ;
- проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.
   Педагогическая направленность - взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и

Слайд 23  
Родители
- совместное общение с детьми, с целью достижения хорошего контакта

между родителями и детьми;
- проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. «Впереди пятый класс» (деловая игра);
- поддержка родителями требований школы;
- тесная связь с учителями- предметниками и классным руководителем;
- проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»
   Родители - совместное общение с детьми, с целью достижения хорошего контакта между родителями

Слайд 24  
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И

УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
   ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Как

Слайд 25РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Рассматривать

самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства. Совершенствовать методику организации различных типов урока. Овладеть методикой анализа и самоанализа урока. Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности. Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах. Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе. Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы. Рассмотреть вопросы методик по отдельным учебным темам. Следовать единым требованиям к уроку : подготовка ученика к уроку; домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы; выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно; контроль за дисциплиной учащихся: пропуски отмечать в классном журнале, доводить до сведения родителей в этот же день, опоздания отмечать в дневнике учащихся, удаление учащихся с уроков недопустимо.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения

Слайд 26Суть преемственности в обучении в установлении необходимой связи и правильного соотношения

между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно- воспитательной работы
Суть преемственности в обучении в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных

Слайд 27  
Анкета к педсовету по преемственности между начальной и средней школой
Известно,

что преемственность в обучении обеспечивается единой образовательной стратегией, единством требований, предъявляемых к учащимся. В чем на Ваш взгляд заключается это единство?
Какие средства способствуют реализации преемственности в процессе обучения. Укажите, приведите, пожалуйста, примеры.
Какие трудности препятствуют, по Вашему мнению, осуществлению эффективной преемственности между начальной и средней школой. Перечислите их, пожалуйста.
Сформулируйте, пожалуйста, Ваши пожелания и предложения по осуществлению преемственности: а) учителям начальных классов б) учителям средней школы в) себе самому
   Анкета к педсовету по преемственности между начальной и средней школой Известно, что преемственность

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть