Слайд 1Профессиональное кредо:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь»
(Василий Ключевский)
Ф.И.О. Гирина Ирина Евгеньевна
Образование:
1.ВПУ им.Ф.И.Панфёрова
Специальность: преподавание в начальных классах
2.СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Специальность: олигофренопедагогика, практическая психология
Профессия: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ СШ №8
Педагогический стаж: 19 лет
Квалификационная категория: не имею
Слайд 2Презентация
практических достижений профессиональной деятельности
Тема:
Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках
русского языка в условиях новых ФГОС
Слайд 3Условия формирования личного вклада»
в развитие образования
1.Курсы повышения квалификации «Реализация личностно-ориентированного
подхода при обучении младших школьников в условиях ФГОС»
2.Изучение научно-методической литературы по данной теме.
3.Выбор темы самообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников в условиях новых ФГОС »
4.Участие в ШМО
5.Проведение открытых уроков.
6.Публикация материалов в сетевых образовательных сообществах
7.Участие в вебинарах
Слайд 4Актуальность личного вклада
в развитие образования
Первые шаги на пути познания
родного языка всегда самые сложные. Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе. От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме.
Слайд 5Цель и задачи педагогической
деятельности
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у
обучающихся на уроках русского языка.
Задачи:
провести теоретический анализ литературы по данной теме;
изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
активизировать познавательную деятельность через развитие интереса к изучению русского языка, орфографии;
разработать систему для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений.
Слайд 6
Анализ методической литературы
Понятие «орфографическая зоркость» разработано.
Так, в «Методика преподавания
русского языка в начальных классах»: указано «Орфографическая зоркость – это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой».
По мнению М.Р. Львова «способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты (И.О. Ильинская, М.В.Панов, С.М. Кузьмина и др.), психологи (ДН.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С. Жедек, В.В.Репкин и др.), методисты (Н.Н.Алгазина. М.Т.Баранов, М.Р. Львов) подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развитости у младшего школьника способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам».
Слайд 7
Условия развития орфографической зоркости:
а) систематическое проведение специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный
диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развитие умений обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
«Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания ».
К. Д. Ушинский
Слайд 8Деятельностный аспект
1. Методические разработки уроков по формированию орфографической зоркости.
2.Дифференцированная работа(по уровню
объема учебного материала,по уровню трудностей).
3. Дидактические игры
4.Работа по карточкам.
5.Тренажеры.
Слайд 9Приемы
формирования орфографической зоркости
Списывание
Орфографические минутки
Различные диктанты
Конструирование предложений
Восстановление деформированных текстов
Комментируемое письмо
Письмо с
проговариванием
Классификация слов в соответствии с орфограммами;
Выбор слов из текста с заданной орфограммой;
Постановка пропущенных букв в места орфограмм;
Веселые запоминалки.
Загадки, кроссворды, сказки, ребусы и др.
Слайд 10Факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор .
2. Слуховой фактор.
3. Рукодвигательный фактор.
4. Проговаривание.
Слайд 11
Проба пера
«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно
сочиняют, оформляют и защищают свои работы (рассказы, сказки).
Составление и разгадывание ребусов
Занимаясь ребусами, дети не только пополняют словарный запас, но и учатся читать, правильно писать, подбирать синонимы, тренируют память и внимание.
Слайд 12Составление и отгадывание кроссвордов
Отгадывание кроссвордов на уроках русского языка создает положительный
эмоциональный настрой, вызывает у детей познавательную активность, развивает не только интерес к предмету, но и внимание, мышление, память, способствует обогащению словарного запаса и формированию орфографической зоркости школьников.
Слайд 13Ребята сами придумывают слова-подсказки.
МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ.
Используется при удачном созвучии фразы
и словарного слова.
Собака – сторож
Берёза – белая
Лимон - кислый
Улица – длинная
Багровый – закат
Мороз – узоры
Тетрадь – клетка
Слайд 14
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ
На доске или на карточках даны схемы слов с
указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точками, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):
И т.д.
Слайд 15 Степень новизны
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе
и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, на применении собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития орфографической зоркости через использование учебно-орфографических игр в урочной и внеурочной деятельности.
Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, поскольку данный вопрос разрабатывается отечественными и зарубежными педагогами и психологами.
Слайд 16Результаты работы:
— учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки;
—
достигнут более высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся;
— возрос интерес детей к урокам русского языка.
2017-2018 учебный год
Слайд 17Список используемой литературы
Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. - М.,1982.
Баранов М.
Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю. – М., 1991.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
Соловейчик М.С. Методика и практика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Харченко О.О. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1990.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1989
Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию.
Слайд 181.Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ ; Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей
№21 г. Иваново
2. Сайт: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos
3. Сайт: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/04/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-u
4. Сайт: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/04/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-u
5. http://standart.edu.ru
6. http://pedsovet.su
Интернет – ресурсы