МБДОУ Детский сад №2 с. Толбазы
Познавательно-исследовательский проект
во второй группе раннего возраста
«Быть здоровыми хотим»
по формированию первоначальных представлений о ЗОЖ
Подготовила:
воспитатель
Радаева С.С.
2018г
Слайд 2
Вид проекта: творческо-исследовательский
Время реализации: октябрь- май
Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети второй
группы раннего возраста, родители.
Слайд 3Актуальность проекта
Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам
В.Сухомлинский
ФГОС ДО одной из главных задач ставит задачу укрепления здоровья детей, формирование ценностей ЗОЖ, вовлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно ранний дошкольный возраст- самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Ранний возраст – основа здоровья. В раннем возрасте происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются привычки, вырабатываются черты характера без которых невозможен ЗОЖ.
Передо мной стоит проблема. Как дать детям первоначальные знания о ЗОЖ в раннем возрасте?
Одним из средств эффективно способствующих формирования начальных представлений ЗОЖ является познавательно – исследовательская деятельность. Все дети по своей природе любознательны, а особенно дети раннего возраста.
Моя главная цель - дать возможность малышам проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование. В ходе исследований они получают знания. Именно такие знания позволяют им познать мир.
Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов у детей является одной из самых актуальных задач. Познавательно – исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на освоение окружающего мира.
Таким образом, на основе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются простейшие представления о здоровом образе жизни: “Что хорошо для здоровья и что плохо?”, “Какие продукты полезные?”, “Почему надо мыть руки?”. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями э того мира.
Слайд 4
Цель проекта
Формирование первоначальных представлений о ЗОЖ у детей раннего возраста посредством
познавательно – исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес и творческие способности детей.
Задачи проекта
1.Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации в процессе экспериментирования.
2. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах овощей и фруктов, продуктах питания, частей тела, предметах личной гигиены.
3. Побуждать интерес детей к экспериментированию посредством проведения простейших опытов.
4. Оказание всесторонней помощи семье в вопросах сохранения и укрепления здоровья, привитие навыков здорового образа жизни.
Слайд 6Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
непрерывная образовательная деятельность;
беседы познавательного,
эвристического характера;
опыты, эксперименты;
просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
игры;
чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
экскурсии и целевые прогулки;
труд в природе;
тематические дни и недели;
конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
художественная и конструктивная деятельность;
речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Слайд 7 Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:
Живая природа (многообразие живых организмов,
характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Слайд 8 Принципы реализации проекта
1. Принцип
партнерства.
Сотрудничество педагога, детей и родителей.
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития.
3. Принцип систематичности и последовательности
Постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
4. Принцип наглядности и занимательности
Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
Слайд 9 Этапы реализации проекта
1
этап - организационный.
подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - планирование реализации проекта.
определение задач воспитательно-образовательной работы;
планирование деятельности педагога, родителей, детей;
составление перспективного плана работы
3 этап – реализация проекта.
Слайд 10Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний.
Становление познавательно-исследовательской деятельности, тем полнее и разнообразнее, чем больше предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Слайд 11 Дид. упр. «Умоем куклу Катю»
Дид. игра «Купание куклы»
Формируем навыки умывания
Расширяем представления о назначении
предметов туалета.
Опыты с водой «Чудо водичка»
Слайд 13
Знакомимся со свойствами воды (окрашивание, запах, цвет, вкус).
Даем понятие
о том, что вода нужна для чистоты человека и жилища.
Слайд 14«Мыло фокус покажи»
Познакомим со свойствами мыла (жидкое, твердое, цвет, запах).
Учить соблюдать правила безопасного поведения с мылом.
Выдуваем пузыри.
Вот такие посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные!
Как бы нам их всех поймать
На ладошке удержать.
Слайд 15«Тонет- не тонет»
Даем представление о том, что тяжелые предметы в
воде тонут, а легкие- плавают
Приобщаем к навыкам экспериментирования
Слайд 16ООД на тему: «Овощи и фрукты- полезные продукты»
Формируем представление о пользе
овощей и фруктов для здоровья человека
Слайд 17 Ожидаемый результат от проектной деятельности
1.для педагога:
повысить уровень педагогической компетентности,
профессиональный рост;
повысить качество работы с детьми в проектной деятельности.
2.для детей:
сформировать простейшие представления о ЗОЖ, посредством познавательно – исследовательской деятельности;
развивать творческие способности;
развивать речь, расширять кругозор и любознательность.
3.для родителей:
создать партнерские отношения родителей, детей и педагогов в совместной проектной деятельности;
включать детей в совместные с родителями практические познавательные действия экспериментального характера;
возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации ЗОЖ.
Слайд 18
Продукт проектной деятельности
Оформление фоторепортажа для родителей;
Выставка художественного творчества детей;
Оформление буклетов для родителей “Формирование основ ЗОЖ у детей раннего возраста”
Слайд 19 Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.