Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Подготовила на педсовет №2 воспитатель
разновозрастной группы
Гурбатова Е.В.
Бохан, 2016г.
Слайд 2
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь.
С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Слайд 3
В соответствии с ФГОС дошкольного образования исследовательская деятельность является основным видом деятельности в
детском саду наряду с игровой, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной.
Воспитание активной, инициативной, творческой личности ребёнка является необходимым в современном развивающемся обществе. Важно научить детей способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в исследовательской деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в различные образовательные области.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Умение получать информацию из
окружающего мира, работать с информацией (добывать, анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы)
Что такое инициатива ? Действие, направленное на преодоление ситуации в соответствии с собственным замыслом, почин, «первый шаг».
Слайд 5
Очень полезной в работе над темой для меня стала программа Савенкова
« Юный исследователь», где отражена главная особенность применения в деятельности педагога активных методов и форм работы. Проанализировав парциальную программу пришла к выводу, что она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности, который наиболее приемлем в работе с детьми 5-7 лет.
Слайд 6МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
От простого к сложному
Проблемный метод обучения
Частично-поисковый
Проектный метод
Наблюдение
Слайд 7ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ДЕТСКИМИ ПРОЕКТАМИ
1. Подборка темы исследовательской работы
совместно с родителями, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
2. Вовлечение детей в решение проблемы;
3. Разработка плана движения к цели исследовательской деятельности (поддержка интереса детей и родителей);
4. Обсуждение этапов исследовательской деятельности с семьями;
5.Поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей (поиск материалов, информации, создание презентаций);
6. Работа над речью индивидуально с каждым ребенком;
7. Представление докладов (итоговые мероприятие, детская познавательная конференция «Планета Знаний»).
Слайд 8В РАБОТЕ ПРИМЕНЯЛА ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА
Правило 1. Учитывать интересы ребенка;
Правило
2. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 3. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей..
Правило 4. С выбором темы не стоит затягивать, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Слайд 9ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ
В результате деятельности создавала условия для того,
чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытывать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты достижения. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой, речью и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)
Слайд 10 В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ВСЕ СЕМЬИ, БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ ТЕМЫ
В КОЛИЧЕСТВЕ 46 ПО РАЗЛИЧНЫМ ОБЛАСТЯМ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ДЕТЕЙ И ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР
Для чего слону длинный хобот?;
Мое любимое домашнее животное;
Почему медведь так любит спать?;
Как мне выбирали имя;
Сколько лет дереву?;
Мои наблюдения за воробьями;
Почему исчезли панцирные рыбы? (и т.д.)
В режимные моменты вместе с воспитанниками заслушивала детские проекты. В результате были выбраны на детскую познавательную конференцию ДОУ самые лучшие 3 проекта: «Зачем коту усы? – Валя Ш., «Возникновение числа» - Слава У., «О пользе меда» – Катя Г.
Слайд 11ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
Нестандартное проведение родительского собрания совместно с
детьми по теме: «Хочу все знать!», с целью распространения лучшего опыта семейного воспитания .
Слайд 12Ужасно интересно,
Все то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно,
Все то, что интересно!
Г. Остер