Слайд 1Министерство образования РМ
Портфолио
Тезиной Натальи Васильевны,
учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 38 » г.о.Саранск
Дата рождения: 01.09.1975 г
Профессиональное образование: учитель начальных классов, МГПИ № диплома 1618, дата выдачи 27 июня 1996 г.
Стаж педагогической работы (по специальности): 20 лет
Общий трудовой стаж: 20 лет
Наличие квалификационной категории: I категория, 14.03.2012 г, приказ МО РМ от 09.04.2012 г № 480
Звание:
Слайд 51. Представление собственного инновационного педагогического опыта
Сайты: http://sc38sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10806/193602/
https://infourok.ru/user/tezina-natalya-vasilevna/progress
Слайд 8Фрагмент урока по окружающему миру
« В царстве грибов»
https://www.youtube.com/watch?v=RzLFtgkzCwg
Слайд 91. Представление собственного инновационного педагогического опыта
"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике
его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность
на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"
В. А. Сухомлинский
Быть учителем начальных классов очень ответственно, потому что он даёт старт школьной жизни ребёнка. Это должен быть такой старт, чтобы его ученик, как спортсмен с олимпийским огнём, добежал до финиша без остановок и скачков, и чтобы факел горел равномерно. Чтобы этот огонь желания, жажда познания не потухал, а двигал его вперёд все школьные годы жизни. Вот это главное. Будет желание учиться – будет хороший результат.
На сегодня определилось чёткое направление моей педагогической деятельности: от познавательного интереса к учению – к интеллектуальному развитию учащихся. Поэтому моя методическая проблема так и звучит - «Воспитание познавательного интереса как фактор интеллектуального развития младших школьников». Работая в этом направлении, я стараюсь прививать своим ученикам «привычку ума», т.е. учить их тому, как думать и создавать условия, при которых ученик ведёт самостоятельный поиск, выявлять и конкретизировать способы действия, применять их для решения учебных задач, обосновывать, высказывать свою точку зрения.
Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты. Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих.
С 2012 года я работаю над проблемой «Воспитание познавательного интереса как фактор интеллектуального развития младших школьников».
Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениям, указанным в президентской инициативе «Наша новая школа»
Концептуальность.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Слайд 10
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Идея активизации обучения имеет большую
историю. Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора.
2. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
Слайд 11Ведущая педагогическая идея.
Для меня главное – всё, что я делаю,
должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Слайд 12 Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний
даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми;
укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Учебный диалог можно считать одним из видов педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему .
Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Слайд 13
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать
свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию. Одним из направлений развития в своих воспитанниках познавательного интереса к учению я считаю участие детей в проектно - исследовательской деятельности. Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь развивает мышление, умения, способности, задатки активного творчества. А для учителя, как результат, участие моих воспитанников в научно-практических конференциях :
Слайд 15Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют
стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять жизнь.
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения.
В преподавании уроков литературного чтения использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.
Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения
Слайд 16
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты.
Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
• повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
• приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
• активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
• формированию личностных качеств ученика,
• развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
• формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
• формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Итоги мониторинга по русскому языку и математике
2012 - 2013 уч. г. 2016 - 2017 уч. г.
4 класс 4 класс
усский язык математика русский язык математика
Качество знаний 67 % 68,2 % 81% 88 %
Успеваемость 100 % 100 % 100 % 100 %
Средний балл 3, 9 3,9 4, 0 4, 2
Итоги муниципального мониторинга по математике
(2015 - 2016 уч. год)
Класс Предмет Обученность Качество знаний
3 «Г» Математика 96,7% 80 %
Слайд 17Возможность тиражирования.
- Сайт htt:// sc 38 sar.edurm.ru
и на других
сайтах в сети Интернет.
Infourok. ru
http:// solncesvet.ru
http://gotovimyrok.com
htts://kopllkaurokov.ru
журнал « Народное образование Республики Мордовия»
Мои публикации:
Статья: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе»
Статья: « Самореализация младшего школьника в образовательном пространстве школы»
Статья: « Проблемы организации групповой работы в начальной школе»
Статья: « Духовно – нравственное развитие младших школьников уроками литературного чтения»
Конспект урока основы православной культуры. 4 класс. Тема: « Православный храм»
Конспект урока по математике. 2 класс. Тема: « Письменный прием вычитания 40 – 8»
Конспект урока окружающего мира . 3 класс. Тема : « Царство грибов»
Сценарий внеклассного мероприятия « Ваши права и обязанности , дети»
Сценарий внеклассного мероприятия « День рождения класса»
Сценарий внеклассного мероприятия: «Мой край – Мордовия моя»
Слайд 181. Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за
межаттестационный период
Слайд 192. Качество знаний по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за
межаттестационный период
Процент качества знаний обучающихся по итогам муниципального мониторинга за межаттестационный период – 80 %
Слайд 203. Применение информационно-коммуникационных технологий
Слайд 214. Реализация программ углубленного изучения предмета, профильного обучения
Название программы, приказ по
введении данной программы по образовательной организации, класс, год, % качества знаний
Слайд 225. Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности
Слайд 236. Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде
Слайд 247. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебным предметам
Муниципальный уровень:
Победы и
призовые места - 4
Участие - 2
Республиканский уровень:
Победы и призовые места – 2
Участие -2
Российский уровень:
Победы и призовые мест - 70
Участие - 11
Международный уровень:
Победы и призовые места - 7
Участие -
Слайд 27Российский уровень
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры
Слайд 28Российский уровень
открытая интернет Олимпиада
« Плюс»
Слайд 29Российский уровень
Конкурс- игра « Русский медвежонок»
Слайд 30
Российский уровень
Математический турнир « Зеленая математика»
Слайд 31
Российский уровень
Открытая интернет олимпиада «МетаШкола»
I степень
Слайд 32Открытая интернет олимпиада «МетаШкола»
II степень
Слайд 33Открытая интернет олимпиада «МетаШкола»
III степень
Слайд 34Российский уровень
« Талантоха», « Рассударики», «Классики»
Слайд 35Российский уровень
конкурс проектно –исследовательских работ
« Юный исследователь»
Слайд 36Открытая онлайн –олимпиада
« Русский с Пушкиным»
Слайд 38Российский уровень
«Интеллект – Экспресс»
Слайд 42Международный уровень
конкурс «Человек и природа»
Слайд 43Международный уровень
математическая- игра « Кенгуру»
Слайд 448. Наличие публикаций, включая
интернет-публикации
Статья: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе»
Статья:
« Самореализация младшего школьника в образовательном пространстве школы»
Статья: « Проблемы организации групповой работы в начальной школе»
Статья: « Духовно – нравственное развитие младших школьников уроками литературного чтения»
Конспект урока основы православной культуры. 4 класс. Тема:
« Православный храм»
Конспект урока по математике. 2 класс. Тема: « Письменный прием вычитания 40 – 8»
Сценарий внеклассного мероприятия « Ваши права и обязанности , дети»
Сценарий внеклассного мероприятия « День рождения класса»
Сценарий внеклассного мероприятия: «Мой край – Мордовия моя»
Слайд 509. Наличие авторских
программ , методических пособий
Слайд 5310. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях
Муниципальный уровень: 0
Республиканский уровень:2
Российский уровень:0
Международный уровень:1
Слайд 5711. Проведение открытых уроков,
мастер-классов, мероприятий
Образовательная организация: 13
Муниципальный уровень: 0
Республиканский уровень:
0
Российский уровень: 0
Международный уровень: 0
Слайд 5812. Общественно-педагогическая активность педагога: участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных
комиссиях по проверке ОГЭ и ЕГЭ, в жюри конкурсов, депутатская деятельность и т.д.
Школьный уровень:
возглавляет методическое объединение классных
руководителей учителей начальной школы, 2013 год
наставник молодых учителей начальных классов
Муниципальный уровень:
Благодарность Главы Администрации Пролетарского района, 2013 г.
Республиканский уровень:
участие в проведении государственной аттестации в форме ЕГЭ в 11-х классах и в форме ГИА 9-х классах. 2010-2016 гг.;
участие в организации и проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания Республики Мордовия, 2011 г., 2016 г.
участие в проведении избирательной компании по выборам Президента Российской Федерации, 2012 г.
Слайд 6113. Участие педагога в профессиональных конкурсах
Муниципальный уровень: нет
Республиканский уровень: 1
Российский уровень:
нет
Слайд 62 14. Награды и поощрения педагога в межаттестационный период
Муниципальный уровень:
Благодарность Главы Администрации Пролетарского района, 2013 г.
Республиканский уровень:
Благодарность Главы Республики Мордовия, 2011 г.
Благодарность Главы Республики Мордовия, 2012г.
Благодарность Главы Республики Мордовия, 2016 г.
Российский уровень:
Сертификаты, дипломы, благодарности от организаторов Российских, Международных заочных конкурсов
Слайд 67Сертификаты, дипломы, благодарности от организаторов Российских, Международных заочных конкурсов
Слайд 7115. Повышение квалификации
1. «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»,
ГБДОУДПО «Мордовский республиканский институт образования» 2011 год, 72 часа, № 1484
2. «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях», ГБДОУДПО «Мордовский республиканский институт образования», 2016 год, 72 часа, № 772
3. «Педагог– организатор проектной деятельности дошкольников и младших школьников», МГПИ им . М.Е. Евсевьева, 2016 год, 72 часа, № 5664
4. «Основы религиозных культур и светской этики», ГБДОУДПО «Мордовский республиканский институт образования», 2016 год, 72 часа, № 1684