Слайд 1
Педагогический проект
«Формирование
информационной компетенции младших школьников»
«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить.»
А . Дистервег
Автор проекта:
Асанова Т.Н.
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 7
с.Преградное
Слайд 2
–
По деятельности учащихся
- исследовательский
По форме организации
- групповой
По содержанию
- межпредметный
По продолжительности
- 3 года
Проект рассчитан на учащихся 8-11 лет, учащихся 2-4 классов
Тип проекта
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Уровень информационной активности учащихся начальных классов не соответствует требованиям информационных знаний
и навыков учащихся основной школы.
Низкий уровень познавательной деятельности и самообучения учащихся начальной школы с использованием информационных технологий в зоне своих интересов.
Слайд 4ГИПОТЕЗА
Социализация личности младшего школьника может проходить более успешно,
если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Проблема
Недостаточные материально – технические условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.
Слайд 5 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности,
способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся.
Слайд 6 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Определить состав и структуру
информационной компетенции младших школьников.
Обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией.
Способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
Способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
Определить содержание диагностических и методик и критерии оценки результатов работы.
Слайд 7ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1-Й ЭТАП
Слайд 10ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности
непрерывного школьного образования.
Безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу.
Успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих проектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды.
Недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.
Слайд 11План
реализации
Практические занятия
Дидактические
материалы
Исследовательская и
проектная
деятельность
Доклад на тему
«Проектная деятельность
в начальной школе»
Совместная
деятельность с
родителями
Урочная
деятельность
с применением
ИКТ
Слайд 12Деятельность учащихся
Поиск и сбор
информации
Обработка
информации
задания на поиск
информации
(в справочной литературе,
сети Интернет,
путём опросов, работы с
литературными
первоисточниками);
задачи с избытком
информации,
задачи с недостатком
информации
(определить,
каких именно
данных не хватает
и откуда их можно
получить).
упорядочение
информации,
составление плана к
тексту,
подготовка вопросов
к тексту,
составление диаграмм,
таблиц,
задания по обобщению
материалов
состоявщихся
дискуссий,
обсуждений
подготовка докладов,
сообщений,
подготовка плакатов,
презентаций,
подготовка стендов,
стенгазет,
объявлений,
пригласительных
Билетов
Передача
информации
Выводы по теме проекта
Слайд 13РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ
проектировщик
проектирую основные этапы
деятельности учащихся до ее выполнения
консультант
координатор
мастер
побуждаю к
самостоятельному
поиску задач и их решений
помогаю отследить движение
поиска, связывая или
противопоставляя отдельные
высказывания
помогаю приобрести
недостающий теоретический или практический опыт
Слайд 14Методы и приёмы
(кроме традиционных)
проведения уроков
с использованием
информационных технологий
Использования
творческих
заданий на уроках с применением
средств
Microsoft Office, PowerPoint
(создание презентаций )
Метод проектов
в сочетании с
технологией ИКТ
Использование
обучающе-контролирующих
программ (ролевые и деловые игры,
моделирование;
образовательные игры;
обучающие игры )
Дистанционное
образование
Организация компьютерного
практикума (деловые игры,
составление кроссвордов,
тестовые задания,
работа с наглядными пособиями,
ученик в роли учителя, мозговой штурм;)
Представление
информации
в различной форме:
текст, аудио,
видео, анимация
Исследовательский
метод
Слайд 15НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
создание графических изображений (диаграммы);
оформление результатов работ на компьютере;
подготовка тезисов и
творческих работ в электронном виде;
организация конкурсов и творческих работ
организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки);
проведение классных часов, бесед, викторин;
создание электронного портфолио учащихся;
использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
тренинги.
Слайд 16Диагностика
эффективности
проекта
Анкетирование
родителей и
учащихся
Тестирование
учащихся
Диагностические
методики
Групповая и
индивидуальная
самооценка
Экспертная оценка
коллег
Слайд 17ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ (ТЕСТ «СБОР ИНФОРМАЦИИ»)
Показатели:
Способность к обнаружению учебной задачи.
Способность
к выбору.
Планирование.
Обобщение.
Речевые умения.
Самоконтроль и рефлексия.
Слайд 21РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и
компьютерных сетей.
Начало года- 32 % Конец года-58%
Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года- 40 % Конец года- 60 %
Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года- 28 % Конец года- 46 %
Знание различных методов обработки информации.
Начало года- 24 % Конец года- 32 %
Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Начало года- 20 % Конец года- 34 %
Слайд 22Перспективы
развития проекта
Дополнение системы дидактических материалов.
Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием
проектных технологий по воспитанию информационной культуры.
Совершенствование технологии формирования информационной компетенции в образовательном процессе.
Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов.
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Способствует формированию положительной мотивации обучения;
Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуализацию);
Повышает
объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
Позволяет разнообразить формы контроль знаний;
Развивает наглядно- образное, наглядно- действенное, творческое, интуитивное, творческие виды мышления;
формирует информационную культуру. Умение осуществлять обработку информации
Слайд 24ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Уровень обученности слабых при этом поднялся, не оказались запущенными и сильные ученики.
Созданы условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысилось качество наглядности в учебном процессе.
Снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Удалось снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.
Повысилась информативность урока, эффективность обучения.
Наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам.
Вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.
Слайд 25РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведение практического занятия «Использование ИКТ в начальной школе».
Участие в школьном
семинаре «Инновационные формы проведения уроков с использованием ИКТ».
Выступление на педагогическом совете «Современный учитель: каким ему быть?»
Выступление на школьном МО «Проектная деятельность в начальной школе».
Участие в единой методической неделе.
Представление детских презентаций родителям.
Слайд 28ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
«Я и моя семья»,
«Я и моя школа»,
«Мама,
милая мама»,
«Мой любимый мультипликационный герой»,
Портрет любимой мамочки (графический рисунок),
«Мой край родной»,
«Семейные праздники»,
«Для чего нам нужен компьютер»,
«Семейные обязанности»
Компьютер и мое здоровье.
Слайд 29ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ
В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения,
эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:
произошло изменение и расширение объектов компетенции,
увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,
проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы
Слайд 30ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
- М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 2011 г.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2010.
Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2011 - 384с.
Материалы ресурса Интернет.
Слайд 31Уважаемые коллеги,
желаю вам энергии в делах, взаимопонимания с вашими учениками
и верности учительской профессии.