Слайд 1
Педагогические условия организации игровой деятельности младших дошкольников
Учитель- логопед Милованова О.В.
МБДОУ
№26
2017г.
Слайд 2«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости,
это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
педагог, профессор, академик С.А. Шмаков
Слайд 3Определение игры
игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не
в ее результате, а в самом процессе;
игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил;
игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем;
игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки
Слайд 4Право на игру
Статья 31 Конвенции о правах ребенка гласит: «Каждый
ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни.
Взрослые в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для самостоятельной активности, которую дети сами выбирают»
Слайд 5Признаки игры
(зафиксированы в конвенции)
Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со
стороны взрослых;
Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат или оценка;
Игра - это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное апробирование себя и предмета игры.
Слайд 6Значение игры для развития ребенка-дошкольника
Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь
взрослых и действовать в ней. В.С.Мухина
Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра. Е.О. Смирнова
Игра- «социальная деятельность» Т.Репина;
Форма усвоения «общественного опыта» Р.И. Жуковская;
«исторически возникший вид деятельности детей, в котором воссоздаются социальные отношения между людьми, вне условий унитарной деятельности человека» Д. Б. Эльконин;
«именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения» А.Н.Леонтьев;
Происходят главнейшие изменения в психики ребенка появляются важнейшие новообразования Л. С. Выготский;
В играх формируется принятие своего имени, принятие своих качеств, своих прав и обязанностей С.А.Шмаков
Слайд 7Сущность игры ребенка
Ребенок играет не с игрушкой, а со сложившимся
у него образом мира, как бы вынося его вовне и преобразуя или утверждая в своей игре, т.е. игру
(настоящую, содержательную, а не примитивное обыгрывание) определяет не то какая игрушка попала ребенку в руки, а непосредственные и более опосредованные, ясные и неясные знания, представления ребенка о мире
Слайд 8
«Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
В игре наиболее интенсивно
формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Слайд 9Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.
Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Ребенок получает удовольствие в игре, но игра и «школа воли» т.к имеет много ограничений;
Игра- «школа морали», чтобы хорошо играть, ребенок должен подчиняться правилам;
Ребенку нравиться использовать игрушки-заместители, но редкий дошкольник откажется от натуральной игрушки;
В игре дети отражают реальную действительность через игровые действия;
Игра- деятельность творческая и самодеятельная, но предполагает руководство со стороны взрослых.
Слайд 10Роль игры в развитии общения со сверстниками ребенка
.
В игре ребенок
учится полноценному общению со сверстниками.
Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Слайд 11К игре относятся
Свободное манипулирование игрушками;
Самостоятельное детское экспериментирование (с песком, водой, бумагой);
Процессуальная
игра;
Сюжетные игры (режиссерские игры, индивидуальные игры с куклами, игры в животных);
Сюжетно-ролевые игры
Слайд 12Этапы развития игры
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА - от рождения до 5 месяцев;
ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА-
5,6 месяцев-1 год;
СЮЖЕТНО – ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА-
с 1-2,5-3 лет;
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА с 3 лет;
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ – с 4 лет;
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ- с 5 лет
Слайд 13 Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. Её содержание
составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.
Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий ¾ наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетноролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственноролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Слайд 14Виды игр и их характеристика
Принято различать два основных типа игр:
• - игры
с фиксированными и открытыми правилами;
• - игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Слайд 15Условно выделяются несколько классов игр:
творческие (игры по инициативе детей);
дидактические (игры по
инициативе взрослых с готовыми правилами);
народные (созданные народом)
Творческие игры:
сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
театрализованные (режиссерские, игры – драматизации)
конструкторские
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры:
игры с предметами;
настольно-печатные игры;
словесные игры.
Подвижные игры:
сюжетные игры
несюжетные игры (игровые упражнения)
Народные игры: (индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы).
Слайд 16Список литературы:
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин,- М.:Педагогика-1978-112с.
Мухина В.С.
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с: ил.
3. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.
Михайленко Н.Я., «Организация сюжетной игры в детском саду»/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.: Мозаика -Синтез, 2001;
О.А. Скоролупова, Играем?.. Играем!!! играем с детьми дошкольного возраста. / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2006-29с