Слайд 1
Педагогическая диагностика
Кульбацкая Марина Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 24
Г. Красноярск
Слайд 2Нужна ли педагогическая диагностика ?
Слайд 3Диагностика
(от греч. “диа” – прозрачный
Слайд 4Задачи педагогической диагностики
1. Определить уровни развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик
и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Слайд 5сферы педагогической диагностики
Воспитание
диагностика выявляет уровень сформированности эмоциональных, моральных качеств личности или
группы учащихся
Образование
диагностикой определяется уровень развития личности, овладение ею устойчивой системой обобщенных знаний о мире, о своем месте в нем, т.е. знаний в широком смысле этого слова.
Обучение
диагностируют уровень овладения конкретными знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в образовательном учреждении.
Слайд 6Формы проведения педагогической диагностики
Фронтальные
Групповые
Индивидуальные
Виды деятельности
Дидактические игры , игры-инсценировки, элементы сюжетно-ролевой игры,
викторины, наблюдения, беседы, работа с текстом, составление рассказа и пересказ, тесты, диктанты и т.д.
Слайд 7Причины возникновения трудностей в обучении
Особенности ребёнка
Уровень интеллектуального и речевого развития учащегося.
Особенности
личностных качеств ученика
Особенности среды в которой живёт и воспитывается ребёнок.
Двуязычие в семье.
Культурные особенности семейного уклада (национальность, религия, образовательный и социальный уровень родителей)
Слайд 8Основные проблемы возникающие у учащихся на уроках русского языка
Делают много ошибок
Не
умеют найти ошибку при проверке
«Ужасный» почерк
Сложности с пониманием учебного задания
Трудности с высказыванием собственных мыслей
В целях выявления учебных трудностей разрабатываются задания выявляющие актуальные проблемы учащихся при обучении русскому языку
Слайд 9Специфические ошибки в письменных работах ( не связанные с орфографией)
Замены букв,
обозначающих акустически сходные звуки( согласные глухие- звонкие, твёрдые- мягкие, свистящие- шипящие и т.д.)
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.
Пропуски, замены перестановки букв и слогов слияние нескольких слов в одно слово или разделение одного слова на части
Слайд 10Приёмы выявления недостатков формирования звукового анализа и синтеза
Звуковой анализ слов и
составление схемы слова
Фонетический разбор слова
Устные задания:
Посчитай звуки в слове
Назови 3-й звук (5-й, 2-й и т.д)
Каким по счёту стоит звук О в слове «стройка»
Скажи слово справа налево
Слайд 11«Сложи слово по первым буквам картинок»
Я
Б
Л
О
К
О
Слайд 12Назови и
запиши слова
Выявление нарушений слоговой структуры слов
Слайд 13«Сложи слово»
ты
+
лягушачье
слово
овощ
=
разговор
кукушки
разговор
козы
воронье
слово
кома
+
+
+
+
сок
шок
тина
разговор
тигра
часть
пирога
нужен для
хранения
произведение
искусства
насекомое
=
=
=
=
Слайд 14Приёмы направленные на развитие зрительной памяти и формирование орфографической зоркости.
Прочитай орфографически
и орфоэпически. Найди «опасные» буквы.
Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически.
Спиши, выделяя «опасные» буквы.
Спиши, пропуская «опасные» буквы.
Слайд 15Типичные ошибки связанные с искаженым написанием букв.
Недописывание элементов букв
стул-спил, плащ-
плаш
Добавление лишних элементов.
Палка-тамка
Замена нужного элемента похожим.
Лицо-лиуо, Рома-Гома
Неправильное расположение элементов букв в пространстве
вода-дова
Слайд 16
Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв,
что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Г-Р, и-у, б-д, п-р-т, ш-щ, и-ц, н-п
Слайд 17Расшифруй и запиши слова.
Найди лишнее слово
стул
кресло
муха
шкаф
Слайд 18Расшифруй и запиши слова.
i = б ! = д
по !iоро!ок, iлю!о, iу!ильник, !оiро!ушный.
2 = n 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.
|| - n ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.
Исправь ошибки, найди правильное слово.
бубина дудина будина бидуна дубина дубна
Найди и исправь ошибки
Воn таучок тлеnёт nонкую nаупnнку. Обнажбы лесоруды срудили дуд.
Слайд 19Ошибки обусловленные задежкой речевого развития
Причина возникновения
Бедный словарный запас и неумение
грамматически правильно образовывать слова и связывать их между собой.
Слайд 20Диагностика словоизменения
Умения согласовать различные части речи
в роде, числе и падеже.
Добавить
существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному.
Вставить пропущенное слово или предлог в предложение.
Найди общую часть в однокоренных словах.
словообразования
Слайд 21Диагностика словоизменения.
Образование одних частей речи от других
Добавление части слова (приставки,
суффикса окончания.
Изменение части слова (приставки, суффикса, окончания)
Исправление ошибок в деформированном тексте.
Слайд 22Назови животных и их детёнышей
Образование существительных,
названий детенышей.
Слайд 23Какое варенье?
Образование относительных прилагательных от существительных.
Слайд 24
Раздели животных на группы.
Назови чья голова и чей хвост?
Образование притяжательных
прилагательных от существительных.
Слайд 25Согласование разных
частей речи при
изменении формы слова.
Слайд 26Назови части лица
ласково.
Добавь к каждому
слову числа 1,2,5:
1голова,2 головы,
5
голов.
Образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
1
2
3
4
5
6
Слайд 32Королева любит вкусные и сладкие фрукты.
Она требует принести очень ..?..
..?..
Слайд 33Ребёнок не замечает , как изменение формы
слова влияет на смысл
высказывания
Диагностика ошибок возникающих
при построении предложения
Прочитай предложения
и исправь ошибки.
Солнце освещается землей.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была
глубокая яма.
Слайд 34Приёмы направленные на формирование структуры предложения
Составление графической схемы предложения.
Изменение порядка слов
в предложении.
Изменить одно слово в предложении.
Дополнить предложение.
Увеличивать предложение по одному слову.
Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении.
Сократить предложение по одному слову.
Составить из слов предложение.
Слайд 35После диагностики…
Анализ результатов диагностики.
Планирование работы направленной на коррекцию выявленных недостатков и
развитие способностей детей.
Выбор и систематизация необходимых заданий и упражнений
Продумывание интересных форм организации занятий (проектная деятельность)
Слайд 36Уважаемые коллеги, от души желаю Вам чтобы ваши ученики
Никогда Вас не
огорчали,
Иногда Вас удивляли
И всегда радовали
Слайд 37Задачи педагогической диагностики
1. Выяснение состояния разитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его
развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.
Слайд 38Основные направления работы:
Уточнение и обогащение словаря.
Подобрать синонимы, антонимы.
Подобрать глагол, прилагательное к
существительному.
Образовывать прилагательное от существительного.
Образовывать глаголы с различными приставками.
Слайд 39Типичные ошибки возникающие при написании предложений
Слитное написание слов в предложении
Пропуски, замены
или слитное написание предлогов.
Неправильное построение предложения
Слайд 40Приёмы направленные на развитие зрительной памяти и формирование орфографической зоркости.
Прочитай орфографически
и орфоэпически. Найди «опасные» буквы.
Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически.
Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву.
Спиши, выделяя «опасные» буквы.
Спиши, пропуская «опасные» буквы.
Слайд 41Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного.
(ка-пу-с-та).
Найди
правильное слово среди неправильных.
Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки.
Найди ошибки самостоятельно.
Проверять от конца к началу предложения.
Приёмы развивающие внимание при проверке написанного текста
Слайд 42ФГОС
1. не классно-урочные занятия по ФГОСу
Например, при урочной (академической) форме
ведения занятий:
– Привязка к кабинету.
– Отсутствие деятельностного подхода в организации занятий.
– Низкий уровень индивидуализации процесса («Делай как я или делай как все»).
– Низкий уровень творческой самостоятельности. Нет выбора у учащихся (отсутствует личностно-ориентированный подход).
2 Подходы к пед. диагностики