Слайд 1«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Авторы: учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.
Б. Колояр
имени Н.М.Ащеулова
Нетунаева Ольга Викторовна,
учащиеся 4 класса
Слайд 2Тема проекта:
Памятники религиозной культуры земли Наровчатской.
Слайд 3АННОТАЦИЯ
Работа представляет собой проект, результат которого оформлен в виде слайдовой презентации.
Для работы над проектом учащиеся могут использовать литературные источники, обратиться к архивам краеведческого музея в с. Наровчат или интернет-ресурсам.
Слайд 4ЦЕЛЬ:
Расширить знания учащихся о памятниках религиозной культуры с. Наровчат.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
1. Обобщение первоначальных представлений об исторических и культурологических памятниках религиозной
культуры с. Наровчат.
2. Закрепить знания учащихся об истории родного края.
3. Формирование уважительного отношения к традициям своего народа.
Слайд 6ПЛАН.
1. Организационный момент.
2. Информация учителя об истории возникновения села Наровчат.
- «Немного из истории с. Наровчат»
3. Картинная галерея истории села Наровчат.
- «Наровчат - Памятник культуры»
- «Собор Покрова Пресвятой Богородицы».
- «Святыни в храме Пресвятой Богородицы».
4. Выступление учащихся на тему «Мы гордимся!» :
- « Жемчужина Наровчатской земли – Троице –Сканов монастырь».
- «Святыни Троице – Сканова монастыря»
- «Трубчевская икона Божьей матери».
- «Пещерный комплекс Троице - Сканова монастыря»
- «В Скановых пещерах мир и покой».
5. Подведение итогов.
Какими памятниками религиозной культуры нашего края мы можем гордиться ?
6.Рекомендации.
7. Рефлексия.
Слайд 7ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В С.НАРОВЧАТ
Слайд 8НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА НАРМУШАДЬ
Нармушадь, одно из крупнейших сел Шиловского
района, Рязанской области. М.Н.Макаров (1846) усматривал в топониме татарское слово. Н.Н. Левошин (1970) высказал гипотезу о соотнесенности его с этнонимом, то есть названием народа, нармушадь, или наручадь, исходя из произвольного истолкования летописных сообщений об ордынском князе Тагае, который во время смуты в Орде в 1360-1361 гг. «Наручадь и всю ту страну взял» и «сам о себе княжаше в Наручадской стране». Достаточно очевидно, что речь идет о территории, которой владел князь Тагай (ныне на ней находится г. Наровчат Пензенской области). Г.П.Смолицкая (1997) предприняла попытку объяснить происхождение отдельных элементов в структуре наименования села Нармушадь, По ее мнению, нар- (нор-/нер-) - это древняя финская или балтийско-финская основа в значении «полевой, безлесный»; -му - разновидность речного форманта -ма; -шадь - измененный эле¬мент шат, представленный в таких топонимах Рязанской области; как г. Шацк, р. Шача (более ранний вариант - Шатя). Известно, что крестьяне мещерского села Нармушадь и окружающих его деревень принимали участие в заселении Земетчинского района, Пензенского края в XVII – начале XVIII вв.
Слайд 9НАРОВЧАТ – ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
Само село Нармушадь, в советское время вошло в
перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Советом Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 и Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 ( Приложение № 1 ), как памятник археологии. Все это внимание привлечено к южной окраине села - Нармушадскому городищу (ранний железный век), возможно отсюда и начато развитие сегодняшнего села.
Слайд 10СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В НАРОВЧАТЕ
Первоначально одноглавый, начал строиться в 1756
на месте старой деревянной церкви, освящен в 1765. Неоднократно перестраивался. Колокольня возведена в стиле раннего классицизма на рубеже 18– 19 вв. и строилась, вероятно, по проекту столичного архитектора. В начале 20 в. стал пятиглавым. До настоящего времени сохранились лишь колокольня и трапезная, декоративное убранство которой выполнено в эклектичном духе с использованием древнерусских мотивов, а внутри стены украшены лепниной. В советское время в соборе размещался Наровчатский краеведческий музей, а с 1991 храм вновь стал действующим.
Слайд 11СВЯТЫНИ В ХРАМЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В настоящее время в храме
Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь находятся следующие святыни: частица гроба Святой Блаженной Матроны Московской, частица гроба Святого Преподобного Георгия Даниловского исповедника, частица гроба Святителя исповедника Луки, частица гроба Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси, а также частицы покров освященные на Гробе Господнем, Туринской Плащанице, мощах Св. Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и частица Святой земли с места убиения Царской семьи.
Слайд 12ТРОИЦЕ-СКАНОВ МОНАСТЫРЬ
Когда основан монастырь определить трудно. Бывший пожар в 1676-м году
26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный.
Слайд 13СВЯТЫНИ ТРОИЦЕ-СКАНОВА МОНАСТЫРЯ
Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери,
именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.
Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы
Слайд 15ПЕЩЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ТРОИЦЕ-СКАНОВА МОНАСТЫРЯ
В 2—3 километрах к северо-востоку от Троице-Сканова
монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.
Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.
Слайд 16В СКАНОВСКИХ ПЕЩЕРАХ –
МИР И ПОКОЙ
На протяжении столетий подземные сооружения
расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-й ярус: 11—12 градусов, 2-й ярус: 8—9 градусов, 3-й ярус: 6—7 градусов. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.
Слайд 17ВАШ ВЗОР СТАНЕТ ЯСНЫМ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ВЫ СМОЖЕТЕ ЗАГЛЯНУТЬ В
СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ДУШУ