Презентация, доклад на тему Особенности содержания и организации педагогического процесса в группах дошкольного возраста

Содержание

Специфика организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учетом типа ДОУ и программы.Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования

Слайд 1Тема 1.5 Особенности содержания и организации педагогического процесса в группах дошкольного

возраста

Выполнила студентка Дошкольного образования группы 2 А
Каримова Луиза Ильгизовна
Преподаватель Кузьмищева Татьяна Борисовна

Тема 1.5 Особенности содержания и организации педагогического процесса в группах дошкольного возраста Выполнила студентка Дошкольного образования группы

Слайд 2Специфика организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учетом типа

ДОУ и программы.
Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Специфика организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учетом типа ДОУ и программы.Основополагающими документами нормативной правовой

Слайд 3ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,

где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства

Слайд 4
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с

одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:с одним ребенком;с подгруппой детей;с целой группой

Слайд 5Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает

Н.А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:•     включенность

Слайд 6Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Трансформируемость пространства

предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в

Слайд 7Основные принципы построения современного педагогического процесса и его моделирование
Педагогический процесс в

дошкольном учреждении в широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи.
Принципы построения педагогического процесса в ДОУ:
• учет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы;
• решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;
• учет положения о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
• осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• проявление взаимного уважения педагога и ребенка;
• создание естественной непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;
• соблюдение Декларации прав ребенка.

Основные принципы построения современного педагогического процесса и его моделированиеПедагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле —

Слайд 8
И.П. Подласый сформулировал закономерности педагогического процесса:

1. Закономерность динамики (чем выше промежуточные

достижения ребенка, тем весомее конечный результат).
2. Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды).
3. Закономерность управления процессом.
4. Закономерность стимулирования (продуктивность педагогического труда зависит как от внутренних стимулов — мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних — общественных, педагогических, моральных стимулов).
5. Закономерности единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
7. Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).
И.П. Подласый сформулировал закономерности педагогического процесса:1. Закономерность динамики (чем выше промежуточные достижения ребенка, тем весомее конечный результат).2.

Слайд 9В основе исследования Н.Я. Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения

целостного педагогического процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми.
Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику:
• блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий;
• блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми;
• блок 3 – свободная деятельность детей.

Нормативные документы федерального уровня, регламентирующие содержание деятельности дошкольных образовательных организаций.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года;
- «Национальная доктрина образования» (утверждена Правительством РФ 05.01.2000 г.) и др.


В основе исследования Н.Я. Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного педагогического процесса с опорой на

Слайд 10Педагог воспитатель как один из субъектов педагогического процесса

Научные подходы к рассмотрению

профессионально-педагогической деятельности педагога.
1. Традиционный структурно-функциональный подход, когда учеными в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются
соответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков).
2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, в результате которого получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).
3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, М.И. Станкин).
4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).
Педагог воспитатель как один из субъектов педагогического процессаНаучные подходы к рассмотрению профессионально-педагогической деятельности педагога.1. Традиционный структурно-функциональный подход,

Слайд 11В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с

ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.
Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.
Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических

Слайд 12В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи

данной деятельности выглядят следующим образом:
♦ Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
♦ Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, — задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.
♦ Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.
♦ Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) — задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.
♦ Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование — задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.

В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом:♦ Видеть

Слайд 13Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения дошкольников

Проблема формирования

мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения дошкольниковПроблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения

Слайд 14По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы

подразделяются на:
- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;
- узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе, группе);
- широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:- широкие социальные мотивы (долг,

Слайд 15В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и

содержанию:
- социальные (социально-ценностные);
- познавательные;
- профессионально-ценностные;
- эстетические;
- коммуникационные;
- статусно-позиционные;
- традиционно-исторические;
- утилитарно-практические (меркантильные).
Установлено: а) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения учащихся, б) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов.
В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию:	- социальные (социально-ценностные);	- познавательные;	- профессионально-ценностные;	- эстетические;	-

Слайд 16Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:
1 Предоставление свободы выбора.
2 Максимально

возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3 Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений учащегося. Результаты обучения должны соответствовать потребностям обучаемого и быть значимыми для него. По мере взросления формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего.
4 Занятие следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
5 Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Личные стандарты вырабатывает для себя сам учащийся. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель.
6 Личность преподавателя и характер его отношения к ребенку. Сам преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:1 Предоставление свободы выбора. 2 Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения

Слайд 17Характеристика содержания детской деятельности в доу.

Виды детской деятельности.
Деятельность можно определить как

специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
На первом месте стоит - игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека.
Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Самообслуживание и элементы бытового труда.
Характеристика содержания детской деятельности в доу.Виды детской деятельности.Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на

Слайд 18В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него

возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова:
1. Самостоятельная деятельность ребенка
2. Затруднение
3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками
4. Совместная деятельность со сверстниками
5. Самодеятельность
Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть