Слайд 1Особенности развития детей
в возрасте 3 – 4 лет
Слайд 2Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития - познание мира человеческих отношений и
их имитация
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра
Центральное новообразование - соподчинение мотивов
Становление жизненного мира - появляется сложность внутреннего мира.
Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью)
Слайд 3Другие важнейшие новообразования
Сформированная правильная речь.
Развитая непроизвольная память;
Начало развития
произвольной памяти;
Целенаправленное анализирующее восприятие;
Наглядно-образное мышление;
В конце периода переход к словесному мышлению;
Творческое воображение;
Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов;
Расширение круга эмоций;
Эмоциональная регуляция поведения.
Слайд 4В возрасте от 3 до 4 лет
Ребенок начинает овладевать правилами поведения,
учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению.
Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания.
Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.
Слайд 5Кризис з-х лет
Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать
самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого.
7 характеристика кризиса:
- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);
- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;
- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;
- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;
- протест-бунт – частые конфликты с родителями;
- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;
- обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;
Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.
Слайд 6Критерии развития
Еда. Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за
конец ручки.
Бытовые навыки. Сам одевается и обувается. Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине. Замечает беспорядок в своей одежде.
Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем.
Регулирует свои физиологические потребности – ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание).
Слайд 7Критерии развития
Игра. Собирает пирамидку из восьми – десяти колец по образцу
или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Строит башню из восьми‑девяти кубиков.
Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др.
По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех‑пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки).
Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль.
Слайд 8Критерии развития
Рисует. Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца,
нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко).
Эмоционально по‑разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому‑то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто‑то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный – безопасный, вредный – полезный.
Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех‑пяти этапов.
Слайд 9Критерии развития
При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных
местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам».