Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Д Е Т
С К И Й С А Д № 19 В О Р О Ш И Л О В С К О Г О Р А Й О Н А В О Л Г О Г Р А Д А»
Слайд 2"Особенности проведения диагностики обучения и развития детей раннего возраста с ОВЗ
с целью разработки адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов"
Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.
социальный педагог Ляхова О.А.
Слайд 3В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании
в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (да-лее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Слайд 4Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования воспитанников с ОВЗ ― это
учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и со-держание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Слайд 5В структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный
календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.
Адаптированная основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Волгоград
Данная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Адаптированная основная образовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Слайд 6Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:
- Программа «Коррекционно-развивающее обучение.
Организационно-педагогические аспекты. Диагностика и коррекция ЗПР у детей» (под редакцией С.Г. Шевченко).
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
(Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева);
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
направлена:
· на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Слайд 8Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы
создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Слайд 9Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, и определяется
целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.
Слайд 10Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:
воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный
образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).
Слайд 11 Психолого-педагогическое обследование
На начальном этапе проводится первичная встреча
с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Слайд 12Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы
для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.)
Слайд 13Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для
воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Слайд 14В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в
рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.
Слайд 15В начале учебного года проводится развёрнутое психолого-педагогическое обследование детей.
Целью диагностического обследования
дошкольников с ОВЗ является:
• выявление объективных данных об имеющихся отклонениях в развитии познавательной деятельности, позволяющих построить дальнейшую коррекционную работу с учётом потенциальных возможностей ребёнка;
• выявление уровня речевой деятельности ребёнка и речевых нарушений для про-ведения коррекционных логопедических мероприятий.
Слайд 16Обследование направлено на своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение
их комплексного диагностирования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
В процессе обследования изучается различная документация (заключения ПМПК, общая медицинская карты). По данным обследования составляются характеристики детей, заполняются индивидуальные карты.
Слайд 17В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной
деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации. При проведении обследования учитель-дефектолог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью и проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные этапы обучения. В процессе обследования ребёнку предъявляется толь-ко тот материал, который необходим для выполнения определённого задания. Обследование может проходить как в кабинете, так и в помещении группы, которую посещает ребёнок, проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда нужно проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определённых видов деятельности.
Слайд 18Промежуточное обследование в середине учебного года, в январе, проводится с детьми,
испытывающими особые трудности в обучении. В конце учебного года анализируются и обобщаются данные всех проведённых обследований, позволяющие проследить динамику развития каждого ребёнка.
Слайд 19Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников)
в группе и содержит оценку индивидуального развития детей. Диагностика является отражением закономерностей психофизического развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями и позволяет педагогам не только определить возможности воспитанников группы в данный момент «зону актуального развития», но и спрогнозировать цели и результат обучения – определить «зону ближайшего развития», скорректировать содержание обучения и воспитания, создать в группе оптимальные условия для взаимодействия детей, развития их потенциальных возможностей.
Слайд 20По результатам педагогического наблюдения на каждого ребёнка составляется профиль социально-личностного развития
на момент обследования, который строится на основе круга с лучами, каждый из которых соответствует определённому качеству в оценивании индивидуального развития ребёнка. На лучах нанесены деления от 1 до 10. При выставлении по каждому исследуемому качеству баллов, соответствующих возможностям ребёнка, образуется кривая, отражая уровень его интеллектуального развития на момент обследования. Содержание следующего по значению балла – зона ближайшего развития ребёнка, в которой необходимо планировать педагогическое взаимодействие.
Слайд 21По результатам педагогического наблюдения (в начале и в конце года) педагог
определяет возможности ребёнка по исследуемым параметрам (18) в интервале от 1 до 4 уровней:
1 уровень – очень низкий
0 баллов - не выполняет задание
1 балл – полная зависимость ребёнка от окружающих – низкий
2 балла частичная зависимость от окружающих
2 уровень - ниже среднего
3 балла – с обязательной поддержкой взрослых
- средний
4 балла - достаточный для жизнедеятельности с поддержкой взрослых
Слайд 22Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии
ребёнка. Дети с интеллектуальными нарушениями при поступлении имеют низкий уровень развития, при систематической спланированной коррекционной работе, показатели могут менять свои количественные характеристики, достигая среднего уровня.
Слайд 23Вывод
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное
пространство, создаваемое для ребенка и его
семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особых образовательных потребностей ребенка на протяжении определенного времени.
Индивидуальное обучение, воспитание и коррекционно-развивающая деятельность
направлены, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают дополнительные общеразвивающие программы конкретного направления, и реальными возможностями ребенка.
Слайд 24Информационные источники
Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
И.В. Чумакова « Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта».
Методическое пособие под ред. Л.В.Шапковой «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии».
И.А.Морозова, М.А. Пущкарева « Развитие элементарных математических представлений» для работ с детьми 5-6 лет.
Н.Я. Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов».
С.Ю. Кондратьева, О.А. Агапутова « Коррекционно- игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития».
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.;
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб.