Презентация, доклад на тему Особенности проведения диагностики обучения и развития детей раннего возраста с ОВЗ с целью разработки адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов

Содержание

"Особенности проведения диагностики обучения и развития детей раннего возраста с ОВЗ с целью разработки адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов" Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.

Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д Е Т

С К И Й С А Д № 19 В О Р О Ш И Л О В С К О Г О Р А Й О Н А В О Л Г О Г Р А Д А»
ДЕПАРТАМЕНТ ПО  ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д Е Т С К И Й

Слайд 2"Особенности проведения диагностики обучения и развития детей раннего возраста с ОВЗ

с целью разработки адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов"

Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.
социальный педагог Ляхова О.А.


Слайд 3В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании

в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (да-лее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона

Слайд 4Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования воспитанников с ОВЗ ― это

учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и со-держание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования воспитанников с ОВЗ ― это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным

Слайд 5В структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный

календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты. Адаптированная основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Волгоград Данная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная основная образовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
В структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы

Слайд 6Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы: - Программа «Коррекционно-развивающее обучение.

Организационно-педагогические аспекты. Диагностика и коррекция ЗПР у детей» (под редакцией С.Г. Шевченко). - Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева); - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы: - Программа «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Диагностика и коррекция

Слайд 7 Программа

направлена: · на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; · на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Программа направлена: ·  на создание условий

Слайд 8Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы

создаются необходимые условия для: - диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации; - оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для: - диагностики

Слайд 9Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, и определяется

целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.
Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, и определяется  целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.

Слайд 10Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов: воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный

образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов: воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем

Слайд 11 Психолого-педагогическое обследование На начальном этапе проводится первичная встреча

с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Психолого-педагогическое обследование На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства

Слайд 12Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы

для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.)
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Слайд 13Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для

воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания

Слайд 14В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в

рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ

Слайд 15В начале учебного года проводится развёрнутое психолого-педагогическое обследование детей. Целью диагностического обследования

дошкольников с ОВЗ является: • выявление объективных данных об имеющихся отклонениях в развитии познавательной деятельности, позволяющих построить дальнейшую коррекционную работу с учётом потенциальных возможностей ребёнка; • выявление уровня речевой деятельности ребёнка и речевых нарушений для про-ведения коррекционных логопедических мероприятий.
В начале учебного года проводится развёрнутое психолого-педагогическое обследование детей. Целью диагностического обследования дошкольников с ОВЗ является: •

Слайд 16Обследование направлено на своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение

их комплексного диагностирования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе обследования изучается различная документация (заключения ПМПК, общая медицинская карты). По данным обследования составляются характеристики детей, заполняются индивидуальные карты.
Обследование направлено на своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного диагностирования и подготовку рекомендаций

Слайд 17В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной

деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации. При проведении обследования учитель-дефектолог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью и проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные этапы обучения. В процессе обследования ребёнку предъявляется толь-ко тот материал, который необходим для выполнения определённого задания. Обследование может проходить как в кабинете, так и в помещении группы, которую посещает ребёнок, проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда нужно проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определённых видов деятельности.
В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации.

Слайд 18Промежуточное обследование в середине учебного года, в январе, проводится с детьми,

испытывающими особые трудности в обучении. В конце учебного года анализируются и обобщаются данные всех проведённых обследований, позволяющие проследить динамику развития каждого ребёнка.
Промежуточное обследование в середине учебного года, в январе, проводится с детьми, испытывающими особые трудности в обучении. В

Слайд 19Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников)

в группе и содержит оценку индивидуального развития детей. Диагностика является отражением закономерностей психофизического развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями и позволяет педагогам не только определить возможности воспитанников группы в данный момент «зону актуального развития», но и спрогнозировать цели и результат обучения – определить «зону ближайшего развития», скорректировать содержание обучения и воспитания, создать в группе оптимальные условия для взаимодействия детей, развития их потенциальных возможностей.
Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников) в группе и содержит оценку индивидуального

Слайд 20По результатам педагогического наблюдения на каждого ребёнка составляется профиль социально-личностного развития

на момент обследования, который строится на основе круга с лучами, каждый из которых соответствует определённому качеству в оценивании индивидуального развития ребёнка. На лучах нанесены деления от 1 до 10. При выставлении по каждому исследуемому качеству баллов, соответствующих возможностям ребёнка, образуется кривая, отражая уровень его интеллектуального развития на момент обследования. Содержание следующего по значению балла – зона ближайшего развития ребёнка, в которой необходимо планировать педагогическое взаимодействие.
По результатам педагогического наблюдения на каждого ребёнка составляется профиль социально-личностного развития на момент обследования, который строится на

Слайд 21По результатам педагогического наблюдения (в начале и в конце года) педагог

определяет возможности ребёнка по исследуемым параметрам (18) в интервале от 1 до 4 уровней: 1 уровень – очень низкий 0 баллов - не выполняет задание 1 балл – полная зависимость ребёнка от окружающих – низкий 2 балла частичная зависимость от окружающих 2 уровень - ниже среднего 3 балла – с обязательной поддержкой взрослых - средний 4 балла - достаточный для жизнедеятельности с поддержкой взрослых
По результатам педагогического наблюдения (в начале и в конце года) педагог определяет возможности ребёнка по исследуемым параметрам

Слайд 22Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии

ребёнка. Дети с интеллектуальными нарушениями при поступлении имеют низкий уровень развития, при систематической спланированной коррекционной работе, показатели могут менять свои количественные характеристики, достигая среднего уровня.
Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии ребёнка. Дети с интеллектуальными нарушениями при

Слайд 23Вывод
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его

семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особых образовательных потребностей ребенка на протяжении определенного времени.

Индивидуальное обучение, воспитание и коррекционно-развивающая деятельность
направлены, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают дополнительные общеразвивающие программы конкретного направления, и реальными возможностями ребенка.

Вывод Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного

Слайд 24Информационные источники

Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
И.В. Чумакова « Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта».
Методическое пособие под ред. Л.В.Шапковой «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии».
И.А.Морозова, М.А. Пущкарева « Развитие элементарных математических представлений» для работ с детьми 5-6 лет.
Н.Я. Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов».
С.Ю. Кондратьева, О.А. Агапутова « Коррекционно- игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития».
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.;
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб.

Информационные источники Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть