Слайд 1 Особенности психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Педагог-психолог МБДОУ д/с №8
Каирова Ю.В.
Слайд 2Инклюзивное(включающее) образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников
Слайд 3История развития инклюзивного образования
Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948)
Декларация прав ребенка
(ООН,1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в
области образования(ЮНЕСКО,1960)
Декларация о правах инвалидов (ООН,1975)
Санбергская Декларация (ЮНЕСКО, 1981)
Слайд 4
Всемирная программа действий в отношении
инвалидов (ООН, 1982)
Саламанкская Декларация о принципах
политики и
практических действиях в сфере образования лиц с
особыми потребностями (1994)
Гамбургская Декларация об обучении взрослых (Германия,1997)
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)
Закон об образовании в РФ ( 2012 )
Слайд 5Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с нарушениями
Речи;
Слуха;
Зрения;
Расстройствами аутистического спектра
Опорно-двигательного
аппарата;
С задержкой психического развития;
Сложными дефектами
Умственной отсталостью
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ -
это система профессиональной деятельности специалистов, работающих
с детьми (воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Слайд 7Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции
поведения.
Формирование и стимулирование познавательных процессов.
Формирование адекватных родительских установок на особенности и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.
Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Слайд 8Принципы сопровождения:
Личностно-ориентированный
Принцип комплексности
Принцип деятельностного подхода
Принцип непрерывности
Слайд 9Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк)
В соответствии с Положением о ПМПк, утвержденном приказом
заведующего ДОУ:
- детализация рекомендаций ПМПК;
- планирование работы, ее реализация, координация;
- отслеживание динамики личностного развития воспитанников с ОВЗ, анализ результатов.
Слайд 10Содержание деятельности ПМПК:
Обследует детей.
Даёт рекомендации по оказанию детям психодого-медико-педагогической помощи и
созданию специальных условий в образовательной организации.
Слайд 11Специалисты сопровождения:
Владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции
Знают основы специальной педагогики
Знают особенности нарушений
здоровья обучающихся с ОВЗ
Знают возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся с ОВЗ
Обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций
Обладают способностью к планированию действий
Могут соорганизовать участников образовательного процесса
Слайд 12Схема индивидуального образовательного маршрута
Целевая часть(сведения)
Информационная часть(данные
об особенностях интеллектуального, физического,психологического
развития.
Содержательная часть(коррекционные программы)
Технологическая часть(технологии, методики с учетом ведущих видов деятельности)
Результативная часть
Слайд 13Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях детского сада
Специальные психолого-педагогические
условия сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ
Слайд 14Основные направления:
Диагностическое
Психокоррекционное и развивающее
Консультативное
Информационно-просветителькое
Профилактическое
Организационно-методическое
Информационно-просветительское
Слайд 15Нормативно-правовое сопровождение
По отношению к педагогам, сотрудникам ДОУ
- Изменения в Положении о
ПМПк
- Утверждение графика работы и должностных обязанностей сотрудников
- Изменения в Правилах внутреннего трудового распорядка
По отношению к родителям (законным представителям)
- Договор
- Соглашение о сотрудничестве
Слайд 16Диагностическое сопровождение
Дети с ОВЗ
Педагоги, сотрудники ДОУ
- Уровень адаптации , Анкетирование по определению уровня
- Особенности эмоционально-волевой сферы готовности к работе с детьми с ОВЗ
- Особенности личностной сферы
- Особенности познавательной сферы
Родители (законные представители)
Определение стиля взаимоотношений в семье
Слайд 17Коррекционно-развивающее сопровождение
По отношению к воспитанникам с ОВЗ
Деятельность логопеда
Деятельность педагога-психолога
- Деятельность дефектолога
По отношению к родителям (законным представителям)
- Деятельность педагога-психолога
- Деятельность дефектолога
Слайд 18Организационно-методическое сопровождение
Педагоги, сотрудники ДОУ
- Развитие психолого-педагогической компетентности
- Повышение квалификации
- Работа в
команде специалистов
- Распределение зон ответственности
- Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач
- Обобщение и анализ опыта работы
- Психологическая поддержка
Слайд 19Консультативное сопровождение
Педагоги, сотрудники ДОУ
- По вопросам профессиональных компетенций
- По вопросам взаимодействия
с родителями
- По вопросам возрастной психологии и т.д
Родители (законные представители)
- По вопросам инклюзивного образования
- По вопросам воспитания, обучения, развития детей
- По вопросам выбора стратегии воспитания
- По вопросам психофизиологических особенностей детей
Слайд 20Информационно-просветительское сопровождение
Педагоги, сотрудники ДОУ
- Профилактика профессионального «выгорания»
Родители (законные представители)
- Профилактика конфликтов
Слайд 21
1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если
да, то какие?
2. Как Вы преодолеваете эти трудности?
3. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях вашего ребенка для общения с ним?
4. Сотрудничаете ли Вы со специалистами?
5. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов ДОУ (логопед, психолог )?
Анкета для родителей детей с ОВЗ:
Слайд 22 Анкета для педагогов :
1.Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе
с детьми, имеющими нарушения развития?
2. Испытываете ли Вы трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития? Если да, то какие?
3. Как вы преодолеваете эти трудности?
4. Какие программы используете для детей с ОВЗ?
5. Составляете ли Вы индивидуальные программы воспитания и обучения детей с ОВЗ?
6. Испытываете ли Вы трудности при составлении индивидуальных программ для детей с ОВЗ?
7. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях развития детей с ОВЗ?
8. Сотрудничаете ли Вы со специалистами?
9. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов (дефектолог, психолог и т.д.)?
10. Оказываете ли Вы помощь родителям в обучении и воспитании детей с ОВЗ?
Слайд 23 Методы и формы работы с детьми:
Арттерапия Релаксация
Песочная терапия Психогимнастика
Сказкотерапия Тренинг