Слайд 1Тема занятия:
«Храмы и монастыри Москвы»
Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ Школы
№544 Москвы Щепоткина Елена Борисовна
Слайд 2Мы начали с вами говорить о храмах и монастырях.
Но, что такое
монастырь или храм?
Для чего они, кто и как туда уходит. Как они появились? И сегодня мы узнаем, какие монастыри и храмы расположены в нашем замечательном городе, столице России –Москве.
Но сначала надо разобраться с понятием монастыря, для чего служат они, кто туда и зачем идет, каково это быть монахом (монахиней).
У тех, кто более или менее знаком с классической литературой, наверняка сложилось впечатление, что в монастырь идут с горя, с беды, прячутся от закона и пр.
В принципе это конечно и так, но всё по порядку.
Покровский монастырь
Даниловский монастырь
Донской монастырь
Слайд 3Монастыри России неотъемлемая часть русской культуры и истории. Если, будучи в
н - ском старинном русском городе, найти высокий холм, и подняться на него, то взору откроется потрясающая картина – множество куполов православных монастырей, соборов и храмов. Эх, если бы в России была одна большая - большая возвышенность, то такая же картина открытая взору в городе н - ском, открылась бы в масштабах целой страны. Слова «монах» и «монастырь» имеют один общий корень. Эти слова имеют греческое происхождение – «mono» (один).
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» - зовом Бога, который указал ему на его призвание.
Новодевечий монастырь
Слайд 4Объяснить такое происхождение слов просто. Подвижники часть своей жизни проводили в
одиночестве. Делали они это для того, чтобы никто не мешал им жить по законам Божием, размышлять о вечном, и слышать Божие заветы. Такие люди, жившие в одиночестве, часто находили единомышленников или учеников. Религиозные подвижники, зачастую вели уеденный образ жизни, становились монахами. Жизнь монаха сильно отличается от мирской жизни обычного человека. Монашество – есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос: в чем смысл жизни человека?
Монахом стать трудно. Тому кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником.
Слайд 5Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: «Я
не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей». Спустя какое-то время послушник просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей. После произнесения обетов послушника постригают.
Постриг монаха означает, что он сам, свободно отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им.
Монах проводит целый день в молитвах, не имеет личного имущества и семьи. Монахи, живущие в монастырях, вместе едят и вместе соблюдают посты, молятся, вместе работают.
О монахах-одиночках, часто узнавали люди, которые начинали тянуться к «божьим людям». Люди всегда тянулись к святым местам. Так вот нередко, неподалеку от монастырей появлялись целые города.
Слайд 6Так складывались некие общины, объеденные общими интересами, идеями и образом жизни.
Со временем эти общины обживались, вели общее хозяйство. Вот так и появились первые монастыри.
Монастырь. Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию. У нас на земле много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много-много других.
Слайд 7 Первые в мире монастыри появились в Малой Азии и на
побережье Средиземноморья. Когда, Владимир Красно - Солнышко крестил Русь, то и на нашей православной земле стали появляться монастыри.
Монастыри России зачастую исполняли роль крепостей. Неприятелю, бывало подолгу, приходилось осаждать монастырские стены. Многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, поэтому первыми принимали удар неприятеля. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах организовывались библиотеки, небольшие школы, различные ремесленнические мастерские.
В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сути, были первыми русскими художниками. Российские монастыри, зачастую имели большие земельные наделы. В лихую годину, монастыри раздавали нуждающимся еду, а в их стенах находили приют больные и нуждающиеся.
Московский
Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Слайд 8
В начале 20 века Россию постигла страшная беда.
В результате революции развалилась Российская Империя, на месте которой образовалось СССР. Революция и Гражданская война, противостояние белых и красных – явились громадной трагедией для нашей страны. Россия в огне этих событий теряла лучших своих мужей, общество разлагалось, моральные, культурные и нравственные устои были подорваны. В новом государстве не было место религии. Русская церковь сильно пострадала в эти годы. Монастыри России безжалостно закрывались и разорялись. В зданиях бывших обителей не редко размещали самые разные учреждения, там устраивали склады, фабрики, клубы.
Сретенский монастырь
Слайд 9Свято – Данилов мужской монастырь
Свято-Даниловский монастырь считается самым старым в Москве.
По преданию,он был основан в 1282 году князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. В нем князь Даниил и был похоронен. В дальнейшем монастырь постепенно пришел в упадок, однако был возрожден в середине XVI века при царе Иване Грозном.
Чудом уцелев во время набега крымских татар в XIV веке, он сгорел во времена второго самозванца в XVII веке. Ансамбль дошедших до нас зданий сформировался, в основном, в XVIII-XIX веках, а стены и башни ранее – в XVI-XVIII веках. Покровская церковь во имя святых отцов Семи вселенских соборов впоследствии неоднократно достраивалась и перестраивалась.Святые ворота с надвратной церковью Симеона Столпника и колокольней над ней освящены в 1730 и 1732 годах. В конце XVIII века были построены братские кельи и дом настоятеля.
В 1929 году монастырь был закрыт и разорен. В течение долгого времени здания монастыря использовались под тюремные помещения, в следствие чего были уничтожены почти все интерьеры, иконостасы и внутренний декор зданий и храмов, изуродованы наружные архитектурные детали, а пространства главных соборов было полностью перестроены.
В 1983 году монастырь был передан Московской Патриархии для размещения в нем Административного центра русской православной церкви.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь
Покровский Ставропигиальный женский монастырь находится у Покровской заставы Москвы, на Таганской улице. Он был основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем Романовым. Сначала монастырь носил название «Покрова на убогих домах». Царь выделил под строительство монастыря землю за окраиной Москвы. Это была территория кладбища, где хоронили бездомных. До постройки монастыря здесь стояла деревянная приходская Покровская церковь. Комплекс монастыря включает в себя: храм Покрова Пресвятой Богородицы (двухэтажный, с шестью приделами), храм Воскресения Словущего (с приделами – Воскресения Словущего, св. Матроны Московской и Тихвинской иконы Божией Матери), колокольню Покровского монастыря, некрополь, святой источник, а также Подворье Покровского женского монастыря. Предание гласит, что поводом для основания монастыря стало преставление предка царя – Патриарха Филарета. Он скончался в праздник Покрова. В 1812 году обитель была разорена. После революции 1917 года колокольню снесли, а в других строениях размещались различные конторы, тресты, банки, бильярдная и спортзал.
В 1994 году Священный Синод принял решение о возрождении Покровского женского монастыря в качестве монашеской обители. Освящена обитель была Святейшим Патриархом Алексием II. В 2002 году была восстановлена и освящена колокольня монастыря. В 1998 году с Даниловского кладбища Москвы в Покровский монастырь были перенесены мощи св. Матроны Московской.
Слайд 11 Донской монастырь
Доподлинно неизвестно, когда именно был создан Донской
монастырь. Большинство историков склоняются к мнению, что он был основан в 1591 году. Другие специалисты считают, что это произошло немного позднее: в 1592-93 годах. До наших дней дошла легенда об обстоятельствах этого богоугодного дела четырехсотлетней давности. В конце 16 века здесь было расположено передвижное укрепление русских войск или, как его тогда называли - «гуляй-город». В этом кочующем град-обозе была своя походная церковь, основанная в честь святого Сергия Радонежского. Главной святыней в ней была Донская икона Божией Матери, та самая, как говорит предание, которой великий старец благословлял князя Димитрия Иоанновича на бой с татаро-монголами, который вошел в историю под названием Куликовская битва. Позднее она дала имя обители, построенной здесь царем Федором Ивановичем в 1593 году в честь спасения города от крымского хана Газы II Гирея. Икона Божьей матери Донской сохранилась до наших дней. Находится она в Третьяковской галерее. С тех пор как хан Гирей был с позором изгнан за стены города, уже более никогда не подвергалась нападению татар наша столица. А Донской монастырь в Москве стал завершающим звеном в оборонительном кольце города наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.
Слайд 12Спасо-Преображенский собор был построен в 1497 году из камня на месте
сгоревшей деревянной церкви. В 1645 году Михаил Романов решил на месте сильно обветшавшего в годы польской интервенции храма возвести новый. Старый собор частично разобрали, возвели новые стены. В 1649 году храм был освящен.
В интерьере храма, на правом столбе его северной части изображены царь Михаил Федорович и его сын – царь Алексей Михайлович с рисунком Преображенского собора в левой руке. У этого столба некогда находилось царское место. На паперти собора сохранились изображения древнегреческих философов и поэтов. Эти фрески выполнены живописцем Зубовым. На входах в галереи – сюжеты из Апокалипсиса. Также сохранилось изображение родословного древа русских царей. На нем можно увидеть, как княгиня Ольга со своим внуком – князем Владимиром – поливают из сосуда корень сего царственного древа, заканчивающееся царем Иваном IV и его сыновьями.
Большая часть росписей была утрачена и только отдельные фрески, хранящиеся ныне в коллекции Третьяковской галереи и Историческом музее, могут рассказать о художественных достоинствах стенописи главного храма Новоспасского монастыря.
Подклет собора служил усыпальницей рода Романовых. Здесь захоронен патриарх Филарет – отец царя Михаила Романова, его мать – Ксения Романова, братья и сестры, умершие в малолетстве.
В 1919 году храм был закрыт. В настоящее время храм восстановлен и является действующим.
Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря
Слайд 13Церковь
Николая Чудотворца на Берсеневке
Церковь была построена в 1657г. на месте
прежней деревянной, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами. Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя, по приделу Святителя Николая. При Романовых усадьба на Берсеневской набережной была пожалована «государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий, стал думным дьяком. При нем и были построены знаменитые палаты и церковь с главным престолом Троицы.В1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г. В советское время храм действовал до 1930г., потом там были размещены реставрационные мастерские. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.
В 1992г. в храме были возобновлены богослужения, сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека.
Слайд 14
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках
Эталон московского узорочья
середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай- городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты.В1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы]. Южный придел храма был посвящён Никите-Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Богоматери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел. В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.
Слайд 15Храм апостолов Петра и Павла в Лефортове с крестильным храмом Архангела
Михаила
Первое упоминание о храме 1613 год, как о храме св. Николая Чудотворца. 5 мая 1613 года храм был освящен в честь св. Николая Чудотворца при участии царя Михаила Федоровича Романова. В 1696 году была осуществлена перестройка храма по инициативе полковника Франца Лефорта, осуществлена закладка деревянной церкви для солдат первого Московского полка, освященная в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1711 году на месте деревянной церкви построен каменный храм, который сохранился до наших дней. Церковь главная – во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и два придела: во имя св. апостола Евангелиста Иоанна Богослова с правой стороны, и второй – преподобного Сергия Радонежского - с левой.
Слайд 16Храм Ризоположения на Донской
Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте
торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской.
Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII—XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап. Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни.
Слайд 17Спасо-Андроников монастырь
Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 года на берегу реки
Яуза для защиты юго-восточных подступов к Москве. Назван по имени первого игумена монастыря, ученика Сергия Радонежского - Андроника. В XIV—XVII в.в. монастырь был одним из центров переписки книг. В 1475 году, в связи со строительством Кремля, здесь было налажено изготовление кирпича. В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
При игумене Александре в 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный, сохранившийся до наших дней. Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, однако, в настоящее время точное место на территории монастыря, где похоронены художники, неизвестно.
В конце XVIII века по проекту архитектора Родиона Казакова построили 73-метровую колокольню с церковью Симеона Богоприимца, определяющую современный силуэт монастыря, а несколькими годами позднее была построена огромная надвратная колокольня, одна из красивейших в Москве.
После революции монастырь сильно пострадал. В 20-е годы ХХ в. уничтожены колокольня монастыря (вторая по высоте в Москве после колокольни «Иван Великий») и некрополь.
В монастыре работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в котором широко представлены иконы XV-XVII веков.
Слайд 18Храм Святителя Николая Мирликийского
Первоначально
храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.
Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря.
К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части.
К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать.
Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.
Слайд 19Храм Рождества Богородицы
Приходский храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества
Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршьего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры. Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году
при царе Алексее Михайловиче.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
В 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян. В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.