Презентация, доклад на тему Организация взаимодействия детей с ОВЗ в группах инклюзивного образования и воспитания в условиях ФГОС

Содержание

Содержательные вопросы :Основные задачи и принципы инклюзивного образования.Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.Особенности взаимодействия с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Организация социального взаимодействия детей с учетом их индивидуальных различий.Методы, приемы и формы работы с родителями

Слайд 1Организация взаимодействия детей с ОВЗ в группах инклюзивного образования и воспитания

в условиях ДОО.

Старший методист Издательства «УЧИТЕЛЬ» Березенкова Татьяна Валерьевна

Организация взаимодействия детей с ОВЗ в группах инклюзивного образования и воспитания в условиях ДОО. Старший методист Издательства

Слайд 2Содержательные вопросы :

Основные задачи и принципы инклюзивного образования.
Условия реализации инклюзивной практики

в детском саду.
Особенности взаимодействия с детьми, имеющими ограничения по здоровью.
Организация социального взаимодействия детей с учетом их индивидуальных различий.
Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ.

Содержательные вопросы :Основные задачи и принципы инклюзивного образования.Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.Особенности взаимодействия с детьми,

Слайд 3“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”.


За этой рифмовкой –смысл инклюзии.

“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. За этой рифмовкой –смысл инклюзии.

Слайд 5Современная форма инклюзивного образования впервые появилась за рубежом лишь во второй

половине ХХ в.

Технологическая революции ХХ в., в сочетании с демократическими реформами 70-х годов, способствовала экономическому подъему, проникновению в педагогику гуманистических идей и инновационных технологий, в том числе реализации теории и практики интерактивного и экологического подходов в образовании.

Ключевую роль в интеграционных процессах сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации»- законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.
В её основе лежит идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и др.). Одной из составных частей аспектов нормализации стало инклюзивное (интегрированное) образование .

С чего все начиналось?

Современная форма инклюзивного образования впервые появилась за рубежом лишь во второй половине ХХ в. Технологическая революции ХХ

Слайд 6Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили

создавать для реализации инклюзивного образования специальную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями городскую инфраструктуру, снять информационные и иные барьеры и значительно уменьшить ограничения возможностей участия этой категории населения в социальной жизни.

В 1975 г., США ставит интеграцию в своей стране на правовую основу принятием закона 94-142 (The Education for all Handicapped Children Act). Однако, введение в 70-е – нач. 80-х г.г. ХХ в. интеграционных изменений в образовательную практику массовой школы США привело к появлению большого количества трудностей и проблем. Как показывают проведённые в то время исследования, одной из существенных проблем стала неготовность педагогов к новому виду профессиональной деятельности и к новой ответственности. Подобная картина стала довольно типичной и для многих европейских стран, применявших к реализации эти идеи в образовании.

Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создавать для реализации инклюзивного образования специальную

Слайд 7В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла

Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования.

Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с

Слайд 8В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 1980 - 1990

гг.

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

«Социальная политика в России в начале ХХI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества, усиления гуманизации социокультурных отношений, повышения внимания к индивидуальному развитию личности.
Все это создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его убеждений или способностей». (Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России, Научная книга, 2003).
В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году

Слайд 9Принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века

претерпел ряд изменений.
В мировой практике можно условно выделить три этапа трансформации концепции:

начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация;
«Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями здоровья как больного; считалось, что ему необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении.

середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция;
Концепция интеграции предполагала, что ребёнок должен быть подготовлен к принятию его дошкольной организацией , школой и обществом.

- середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия.
Реализация модели, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе.
Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия.
Принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века претерпел ряд изменений. В мировой практике

Слайд 10«Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования

для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум (непрерывности) сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка».

(Сорокоумова С. Н., 2010).

«Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.
Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (проф-р Ульф Янсон).

«Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к

Слайд 11Инклюзивное образование (что от англ. Inclusion – «включение»)— это организация процесса обучения,

при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе (классе)
а не в специально выделенной группе (классе) при образовательной организации.
Когда речь идет об обучении детей с ОВЗ в образовательных организациях используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе.
Инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить образовательные нагрузки наравне со всеми.
Если он не справляется, то уходит, и образовательная система при этом не меняется.

Инклюзивное образование (что от англ. Inclusion – «включение»)— это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от

Слайд 12Инклюзия – более гибкая система.
Она основана на том, что все

дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут получать образование .
Это значит, что организация должна быть предназначена для образования и воспитания любого ребёнка:
кому-то понадобится отдельная образовательная программа (адаптивная), кому-то – пандус, лифт.

Например: Если ребенок не может посещать занятия физкультурой, о его просто не берут заниматься. (интегрированное)

Инклюзия же требует, что физкультуру надо приспособить под ребенка. (у педагога должна быть адаптивная программа по физической культуре) .

Когда одни дети выполняют ОРУ или ОВД, ребенок с ОВЗ, выполняет ОРУ, которые он способен выполнить.
Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ребенку и педагогу для достижения успеха.

Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны

Слайд 13В инклюзивной образовательной организации каждого принимают и считают важным членом коллектива,

это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без ОВЗ отзывчивость и понимание.

Ребенка со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие участники организации для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Организации с инклюзивной практикой образования исходят из убеждений:
Разница между людьми – это нормальное явление
Образовательный процесс должен быт приспособлен к нуждам каждого ребенка.
Образовательная организация должна быть приспособлена к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться по окружающий условия.

В инклюзивной образовательной организации каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в

Слайд 14Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу инклюзии детей

с ограниченными возможностями в образовательной практике.

Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.

Чем обусловлено открытие групп совместного обучения и воспитания детей разных категорий?

во‑первых, политикой государства в области образования на обеспечение доступности для населения образовательных услуг и,

во‑вторых, снижением рождаемости.

В связи с этим становится нецелесообразным, а порой и невозможным соблюдение дифференцированного подхода к комплектованию групп коррекционных дошкольных организации.

Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу инклюзии детей с ограниченными возможностями в образовательной практике.

Слайд 15Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом

образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОО

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает

Слайд 16Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в

процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.
Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.
Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.
Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Образование в ДОО осуществляется по адаптированной программе

Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе

Слайд 17Особенности детей с ОВЗ учитываются при развитии и воспитании
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят

дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. 
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.
Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального образования. 
Особенности детей с ОВЗ учитываются при развитии и воспитанииИнклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями

Слайд 19Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе

обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.
При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. 

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.
У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

 Особенности детей и способы развития

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками

Слайд 20Педагоги ДОО сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие

воспитателей и семьи ведёт к положительному результату.
Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

“Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся  от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).

Педагоги ДОО сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество

Слайд 21При организации инклюзивного образования в ДОО рекомендуется: 
строить план образовательной деятельности с учётом особенностей

ребёнка;
вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
развивать способности и таланты детей. 
 
При организации инклюзивного образования в ДОО рекомендуется: строить план образовательной деятельности с учётом особенностей ребёнка;вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение

Слайд 22  К ним относятся малыши с нарушениями: речи, слуха,

зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, психических функций.
 
К этой категории относят детей с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:
гиперактивность;
неврозы;
страхи;
повышенная тревожность;
быстрая утомляемость;
нарушения навыков самообслуживания;
социальная дезадаптация, при установлении эмоциональных контактов;
склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Какие дети входят в категорию детей с ОВЗ в детском саду?

    К ним относятся малыши с нарушениями: речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, психических функций. К

Слайд 23 
Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

психические

процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;

сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;

функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;

статодинамическая функция.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

  Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи,

Слайд 24Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ,

у которых такие нарушения:

слуха, речи, зрения;
задержка психического развития;
психического состояния;
опорно-двигательного аппарата;
педагогическая запущенность;
психопатоподобное поведение;
тяжелые формы аллергии;
частые общие заболевания.
 
Нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.
 
Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения: слуха, речи,

Слайд 25Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по

сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой.
Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее.
Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в образовательно-воспитательный процесс.
 

Возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид».

 В чем разница?

«Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.
Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и

Слайд 26При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими

особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения.

Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников.

До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы – внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе.

Но теперь в детских садах и школах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса.

Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение.
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы»,

Слайд 27До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения

был достаточно распространенной практикой.

Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения – найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития.

В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где будет получать образование ребенок и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.

До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Теперь новые

Слайд 28Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательной

организации созданы специальные условия для воспитания и образования.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех детей с ОВЗ достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательной организации созданы специальные условия для воспитания

Слайд 29Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОО необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие

воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада.

Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности.

В инклюзированных группах для детей с ОВЗ совместная деятельность всех работников ДОО строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.
Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОО необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и

Слайд 30Условия для инклюзивной практики в ДОО.

1. наличие детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
2. психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
3. наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);
4. наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
5. возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Условия для инклюзивной практики в ДОО.1. наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести

Слайд 31Комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе

здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;
Частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;

Формы инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОО.

Временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОО и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

Комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую

Слайд 32Полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные

группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному воспитанию со здоровыми сверстниками;
коррекционную помощь они получают в ДОО или ее оказывают родители под контролем специалистов.
Полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией,

Слайд 33Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и

воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
1. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
 Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.


Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей

Слайд 342. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает

создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и развития.
Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
2. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия

Слайд 355. Принцип вариативности в организации образовательного процесса.  Включение в инклюзивную группу

детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
7. Принцип динамического развития образовательной модели ДОО. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства  
5. Принцип вариативности в организации образовательного процесса.  Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии

Слайд 36- имеют знания о развитии детей и владеют разнообразными методами обучения

и воспитания; используют свои знания о развитии детей, учитывают уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка. - способствуют развитию положительной самооценки детей; знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени, а также ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка; - поддерживают позитивное взаимодействие с родителями и ежедневно сообщают семьям о достижениях их детей; - способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка;

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

- имеют знания о развитии детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания; используют свои знания о

Слайд 37ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием, предоставляют детям

равные возможности принимать участие во всех видах занятий;
предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах; - способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий; -стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи; -демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.
-вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению; -применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты; -создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;
ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием, предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех

Слайд 38- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр.,

выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).
используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей: воспитание позитивного чувства самоидентификации и эмоционального благополучии; развитие социальных умений и знаний, коммуникативных навыков; побуждение детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать, развитие умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы; стимуляция развития языковых навыков и грамотности, повышение уровня физического развития.
Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках Инклюзии определяется основной образовательной программой ДОО.
- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п.

Слайд 39 
Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей

с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни.
 
Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды
На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:
 
отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
родители могут быть против включения в группу особенных детей;
зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.
 Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают

Слайд 40Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском

саду.
 
Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей.
 
Когда в ДОО поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.
 
Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
 
Педагог-психолог:
организация взаимодействия педагогов;
психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
уровня психологической компетентности воспитателей;
консультации родителей.
 
Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду.  Правильная организация работы с детьми

Слайд 41Учитель-логопед:
диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
составление индивидуальных планов занятий;

проведение индивидуальных занятий;
консультирование педагогов и родителей.
 
Музыкальный руководитель:
эстетическое и музыкальное воспитание детей;
подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
использование элементов музыкотерапии.
 
Инструктор по физкультуре:
проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
улучшение психомоторных способности воспитанников.
Учитель-логопед: диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи; составление индивидуальных планов занятий; проведение индивидуальных занятий; консультирование педагогов и

Слайд 42Воспитатель:
проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей

на подгруппы;
развитие моторики; прививание культурно-гигиенических навыков;
организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
создание благоприятного микроклимата в группе;
консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
 
Медперсонал:
проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
осмотры детей;
контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.
Воспитатель: проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы; развитие моторики; прививание культурно-гигиенических

Слайд 43Инклюзивное обучение, или инклюзия — это совместное развитие обычных детей и

детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях.
Такой метод обучения предусматривает планировку детских садов , школ, техникумов, вузов и организацию учебного и воспитательного процесса таким образом, чтобы они могли удовлетворять потребности любых детей, в том числе и особенных.
Инклюзивное обучение, или инклюзия — это совместное развитие обычных детей и детей с ограниченными возможностями в образовательных

Слайд 44На данный момент дети, которые отличаются от тех, кого мы привыкли

считать нормальными, проходят обучение в специализированных интернатах, коррекционных дошкольных организациях и школах, часто родители выбирают для них домашнее или дистанционное обучение.
Да, эти дети овладевают знаниями, могут получить даже высшее образование, причем учатся они блестяще, но:
Смогут ли они применить свои знания в жизни?
Найдут ли они возможность реализовать весь свой потенциал и стать по-настоящему счастливыми людьми?
Насколько успешно смогут они адаптироваться в обществе среди «нормальных» людей?
На данный момент дети, которые отличаются от тех, кого мы привыкли считать нормальными, проходят обучение в специализированных

Слайд 45Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Это малыши с синдромом Дауна,

страдающие ДЦП, аутизмом, задержкой развития, слабослышащие, глухие, слепые детки или дети с инвалидностью по любой другой причине.
Как правило, особенные дети с раннего возраста общаются, дружат и обучаются среди таких же, как они, то есть с детьми, имеющими подобные проблемы со здоровьем.
Такое решение родителей обусловлено желанием оградить ребенка от возможных насмешек, неприятия или пренебрежения со стороны обычных сверстников.
Однако это решение и становится основным препятствием для социальной адаптации ребенка.

Не такие…

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Это малыши с синдромом Дауна, страдающие ДЦП, аутизмом, задержкой развития, слабослышащие,

Слайд 46Попадая впервые во «враждебную» среду современного социума, без сформированных еще в

детстве механизмов адаптации в обществе, не имея возможности найти свое место под солнцем наравне с «нормальными» людьми, уже во взрослом состоянии человек получает намного большую травму и отчуждается еще больше, замыкаясь либо в себе, либо в кругу друзей по несчастью.
Жалея себя, он идет на поводу у жестокого общества, свыкаясь с ярлыками «больной», «несчастный», «обделенный», и оставляет любые попытки реализовать себя полностью.
Безусловно, не все так мрачно, и бывают случаи, когда особенный человек, реализуя себя, достигает впечатляющих результатов в той или иной сфере и оставляет своих «нормальных» коллег далеко позади. Однако, к сожалению, такие случаи скорее исключения, нежели правило, особенно на постсоветском пространстве.
Попадая впервые во «враждебную» среду современного социума, без сформированных еще в детстве механизмов адаптации в обществе, не

Слайд 47В странах Европы и Америки еще в 1970-е годы начала создаваться

правовая основа для расширения возможностей инвалидов. Последовательно внедрялись такие направления в этой сфере, как расширение доступа к образованию (widening participation), мейнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration) и, наконец, инклюзия (inclusion). Только инклюзивное образование полностью исключает любую изоляцию особенных детей от общего коллектива и, наоборот, предусматривает адаптацию помещений и учебных материалов под потребности особенных деток.
Эффективность такого метода обучения подтверждена многими социальными исследованиями, проведенными в 1980–1990-е годы в странах Западной Европы и Америки. Проходя социализацию в детском возрасте, обучаясь адаптироваться и получать знания среди сверстников, особенный ребенок становится впоследствии активным и ценным членом общества, принося своей стране и человечеству очевидную пользу в виде результатов своего труда. Реализуя все свои потребности, такой человек ощущает себя абсолютно полноценным и счастливым, воспринимая свой физический недостаток как незначительный факт.

Шаги к людям

В странах Европы и Америки еще в 1970-е годы начала создаваться правовая основа для расширения возможностей инвалидов.

Слайд 48Все чаще мы узнаем о выдающихся спортсменах, ученых, деятелях искусства, которые

являются людьми с особенными потребностями. Все они являются яркими примерами инклюзивного обучения на Западе.
В наших странах такие случаи, к сожалению, единичны.
Даже при наличии нормативной базы программа инклюзивного образования внедряется в основном силами энтузиастов, волонтеров и отдельных школьных директоров, учителей или воспитателей. Имея право обучать ребенка в общеобразовательной школе, расположенной около дома, родители особенных детей просто не решаются воспользоваться своим правом, скорее всего из-за недостаточной информированности о сути программы и непонимания отдаленной перспективы для ребенка.
Все чаще мы узнаем о выдающихся спортсменах, ученых, деятелях искусства, которые являются людьми с особенными потребностями. Все

Слайд 49Насмешки, издевки, пренебрежение, игнорирование — кто из нас не пережил это

на собственном опыте?
Для насмешек повод найдется любой помимо физических недостатков: успеваемость, популярность, достаток или должность родителей, отсутствие модной одежды или гаджетов, да что угодно. И переживается такая ситуация обычными детьми не менее болезненно, нежели особенными.
Но главное, что наши дети говорят именно то, что вложено в их головы родителями.
Пренебрежение, неприязнь или отстраненность исходят в первую очередь от взрослых, а дети воспринимают такое поведение как допустимое.

Жестокие дети

Насмешки, издевки, пренебрежение, игнорирование — кто из нас не пережил это на собственном опыте? Для насмешек повод

Слайд 50Ребенку в младшей группе детского сада и в голову не придет

смеяться над малышом, который отличается от него самого.
Он принимает его таким, какой тот есть, начинает видеть людей разными, но одинаково равными ему.
Впоследствии такой обычный малыш воспринимает особенных людей как вариант нормы, как, например, пожилого человека. Повзрослев, он понимает, что есть пожилые люди, которым нужно уступить место в транспорте, помочь перейти дорогу или поднести тяжелую сумку.
Так же и с особенными людьми: он знает, что человеку на коляске нужно придержать дверь или подать руку, но делает это не из жалости, а совершенно естественно, просто и гармонично сосуществуя с любыми, самыми разными людьми в обществе.
Ребенку в младшей группе детского сада и в голову не придет смеяться над малышом, который отличается от

Слайд 51Воспитываясь с раннего возраста в коллективе, где присутствуют детки с ограниченными возможностями

здоровья, обычные дети делают огромный шаг в своем развитии.
Именно в период дошкольного возраста, дети получают исключительную возможность проявить сострадание, научиться сопереживать, отдавать свою любовь, делиться своей добротой безвозмездно, без надменной жалости, снобизма или отвращения.
Воспитываясь с раннего возраста в коллективе, где присутствуют детки с ограниченными возможностями здоровья, обычные дети делают огромный шаг

Слайд 52Еще неизвестно, кому больше надо!
Инклюзивное образование одинаково полезно, точнее, просто необходимо

для развития как особенных, так и обычных деток.
Чем меньше возраст ребенка, попадающего в детский коллектив, тем раньше у него формируются механизмы адаптации в обществе, проигрываются видовые роли и приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья.
Здоровое современное общество — это уже не первобытная стая, где главным критерием выживания было физическое здоровье отдельной особи, ее сила, выносливость, быстрота, а многогранный коллектив самых разных личностей, в котором ценность каждого — это уровень его развития и полнота реализации врожденных психологических качеств.
Наше будущее зависит от уровня развития коллективного психического, вклад в которое вносит каждая личность без исключения.
Еще неизвестно, кому больше надо!Инклюзивное образование одинаково полезно, точнее, просто необходимо для развития как особенных, так и

Слайд 53Вывод:
Внедрение программы инклюзивного образования дает возможность значительно повысить развитие и

социальную адаптацию любых деток и создать необходимую основу для их полноценной реализации во взрослом обществе.
Вывод: Внедрение программы инклюзивного образования дает возможность значительно повысить развитие и социальную адаптацию любых деток и создать

Слайд 54 https://www.resobr.ru/article/63215-qqq-17-m11-vospitanie-detey-v-detskom-sadu-s-ovz
https://cyberleninka.ru/article/v/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-rossii
https://www.yburlan.ru/biblioteka/inklyuzivnoe_vospitanie
https://www.resobr.ru/article/63215-qqq-17-m11-vospitanie-detey-v-detskom-sadu-s-ovz
Источники информации:

https://www.resobr.ru/article/63215-qqq-17-m11-vospitanie-detey-v-detskom-sadu-s-ovz https://cyberleninka.ru/article/v/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-rossii https://www.yburlan.ru/biblioteka/inklyuzivnoe_vospitaniehttps://www.resobr.ru/article/63215-qqq-17-m11-vospitanie-detey-v-detskom-sadu-s-ovzИсточники информации:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть