Презентация, доклад на тему Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка при изучении раздела Состав слова

Содержание

Пояснительная записка Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает потребности учителя воспитать ученика, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний на

Слайд 1Методическая разработка
по теме:
«Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка при

изучении раздела
«Состав слова»

Выполнил: Хвастунова Е.А.

Нижний Новгород
2017 год

Методическая разработкапо теме: «Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка при изучении раздела «Состав слова»Выполнил: Хвастунова Е.А.Нижний

Слайд 2Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том,

что она отвечает потребности учителя воспитать ученика, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний на уроках русского языка. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.


Пояснительная записка    Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает потребности учителя воспитать

Слайд 3«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых,

скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» ( И.А.Зимняя) .

«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир

Слайд 4Анализ психолого-педагогической литературы.
Проблема учебного сотрудничества (коллективных, групповых форм работы) активно

и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).
Теоретической базой для формирования опыта по организации учебного сотрудничества являются научные разработки ведущих педагогов и психологов. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., Г.А. Цукерман и др.

Анализ психолого-педагогической литературы. Проблема учебного сотрудничества (коллективных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия

Слайд 5Программа «Введение в школьную жизнь»
(Г.А. Цукерман)
Целями и задачами данного

курса являются:
•обеспечивать знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
•способствовать психологической адаптации детей в школе;
•знакомить с основными школьными правилами;
•прививать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
•обучать элементарным приемам обратной связи;
•развивать внимание, память, мышление, воображение;
•формировать классный коллектив.
















Программа «Введение в школьную жизнь» (Г.А. Цукерман) Целями и задачами данного курса являются:•обеспечивать знакомство ребенка с одноклассниками

Слайд 6В.К.Дьяченко выделяет четыре формы обучения:

-индивидуальная (учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции

преподавателя),
-парная («учитель - ученик», «ученик – ученик»)
-групповая («учитель – ученики», «ученик – ученики»)
-коллективная (половина учеников говорит – половина слушает).
Принципы коллективного способа обучения (КСО):
завершенность;
непрерывная и безотлагательная передача знаний;
всеобщее сотрудничество и взаимопомощи;
обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
разделение и делегирование учебных заданий;
педагогизация отношений.







В.К.Дьяченко выделяет четыре формы обучения:-индивидуальная (учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя),-парная («учитель - ученик», «ученик –

Слайд 71 этап: Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

2 этап: Работа

в парах.

3 этап: Работа в малых группах.

Организация учебной деятельности учащихся
при КСО:

1 этап: Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.2 этап: Работа в парах.3 этап: Работа в малых

Слайд 8Начало работы.
Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Слайд 9
Виды пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие

рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Виды пар:статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.динамическая пара – пара сменного состава, наиболее

Слайд 10Работа в парах

Работа в парах

Слайд 11Работа в малых группах

Работа в малых группах

Слайд 12 И. Г. Литвинская предложила структуру четырехактного урока.

Фронтальная работа - происходит

проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала.

2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.

3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.

4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
















И. Г. Литвинская предложила структуру четырехактного урока.Фронтальная работа - происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного

Слайд 13Образование групп.

Как объединять детей в группы?
1)      На первом этапе

учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся.
2)    Учитель делит на группы, назначая организатора.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Образование групп.  Как объединять детей в группы?1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так,

Слайд 14
5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро

и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей.
7)  Лото.   
8)Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием.

Слайд 15Новизна.
Практика показывает, что групповые методы работы на уроках русского языка

обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют обучающемуся поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности.
Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.  
Источник новизны – модернизация и адаптация к условиям общеобразовательной школы  уже известных методов, приемов, средств обучения русскому языку при тесном контакте обучающихся друг с другом и с учителем.

Новизна. Практика показывает, что групповые методы работы на уроках русского языка обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную

Слайд 16Цель – создание на уроках русского языка условий для самоопределения и самореализации

потенциальных возможностей учащихся, их взаимодействия и сотрудничества в процессе изучения раздела программы «Состав слова».

Задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме учебного сотрудничества.
2) Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии группового обучения в образовательный процесс.
3) Разработать задания с элементами группового обучения при изучении состава слова.
4) Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность группового обучения, мотивацию обучающихся на взаимодействие при выполнении учебных заданий.

Цель – создание на уроках русского языка условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей учащихся, их взаимодействия и

Слайд 17Обобщение и анализ собственного педагогического опыта
«Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»



Задачи групповой работы на уроках русского языка:
Активизация познавательной деятельности;
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
Развитие умений успешного общения;
Совершенствование межличностных отношений в классе.

Обобщение и анализ собственного педагогического опыта 	«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать

Слайд 18Примеры организации парной работы в УМК «Перспектива».
1. Ребятам предстоит работать

в паре, они вспоминают правила работы. Перед ними карточки разного цвета:
гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и
- Подумайте, что на них написано? (части слов)
- Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб ,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)
- Прочитайте части слова на зеленых карточках. Что это за часть слов?
(ый, а – это окончания)
- Что записано на синих карточках?
(ок, к, н – это суффиксы)
- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?
(по, на, за, под – это приставки)
- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.
Примеры организации парной работы в УМК «Перспектива». 1. Ребятам предстоит работать в паре, они вспоминают правила работы.

Слайд 19Проверка по таблице:

Проверка по таблице:

Слайд 20Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У– основа
2) Чтобы

найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Тест1) Часть слова без окончания называетсяЕ - корень У– основа2) Чтобы найти корень надо Л– изменить форму

Слайд 212. На каждую парту раздаются листочки с текстом (диктант второклассника). Задача

ребят найти ошибки в диктанте второклассника. Какую орфограмму он знает недостаточно хорошо? Объяснить ошибки.
2. На каждую парту раздаются листочки с текстом (диктант второклассника). Задача ребят найти ошибки в диктанте второклассника.

Слайд 22Этапы обучения работе в группе при изучении темы «Состав слова»:

1 этап:

фронтальная работа

2 этап: парная работа

3 этап: групповая работа
Этапы обучения работе в группе при изучении темы «Состав слова»:1 этап: фронтальная работа2 этап: парная работа3 этап:

Слайд 23ЗАДАНИЕ: поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять

суффиксы в словах).
Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось данное слово, а потом выделять суффиксы.
Выполняется фронтально, письменно. Образец записи:
трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка;
ёлка (к//оч) – ёлочка, листок (ок//оч) – листочек;
ЗАДАНИЕ: поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить

Слайд 24Виды парной работы:

Работа «хором»

По операциям

Деление элементов материала

1-й ученик берет на себя

всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Виды парной работы:Работа «хором»По операциямДеление элементов материала1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит

Слайд 25На доске даны слова. Дети хором их проговаривают. Если в них

есть суффикс, то строят над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопают в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.
На доске даны слова. Дети хором их проговаривают. Если в них есть суффикс, то строят над головой

Слайд 261-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
Например:

на каждую парту ученикам раздаются карточки, на которых дано задание «Верно ли утверждение?»
Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень? (-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (-)
Корень – это общая часть родственных слов. (+)
Отвечая на вопросы, ученики используют карточки со знаком «+» и «-».
1-й ученик называет слово,2-й ученик кладет карточку,1-й ученик соглашается или протестует.Например: на каждую парту ученикам раздаются карточки,

Слайд 27ИГРА «Будь волшебником».

На каждую парту раздается по шесть карточек, на

каждой карточке написано слово.

Задание: придай значение маленького размера предмета:
Нос, дуб, стол, мёд, хвост.

При проверке выясняем, что дети использовали суффиксы -ик, -ок.
ИГРА «Будь волшебником». На каждую парту раздается по шесть карточек, на каждой карточке написано слово.Задание: придай значение

Слайд 29 У каждой группы набор «Конструирование слов». Дети открывают конвертики, из

частей (приставки, корень, суффиксы, окончания) слов собирают слово. Какие из них могут образовать слово, а какие нет?
1. -к-, -пчёл-, -ин-, под-, -а, -еньк-
2. –беж-, -и, -а-, -л-, -ушк-, по-
3. –ышк-, -о, -солн-, по-, -к-, -ий
4. -лист-, -и, -очк-, с-, -еньк-, -ая
5. -ие, -еньк-, -зелён-, по-, -а-, -ушк-
6. –звон-, -ие, по-, -к-, -очк-,за-

К доске выходит отчитываться одна (вся) группа, закрепляя получившиеся слова из отдельных
частей на доске магнитами.

У каждой группы набор «Конструирование слов». Дети открывают конвертики, из частей (приставки, корень, суффиксы, окончания) слов

Слайд 30В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся

групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия).

Варианты ''негативных'' образцов:
1)      задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''
2)      задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''
3)      задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
4)      задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам

Слайд 31ТИПЫ ЗАДАНИЙ-ЛОВУШЕК:
1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на

действия учителя.
2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики.
3) Задачи, не имеющие решения.
4) Задачи с недостающими данными. 5)   Ситуации открытого незнания.






ТИПЫ ЗАДАНИЙ-ЛОВУШЕК:1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. 2) Задания-ловушки, различающие понятийную

Слайд 32Докажите, что во всех данных глаголах два суффикса:

посмотрел, обидел, выяснил,

побелил, наобещал, зависел, затосковал...

(в последнем глаголе суффиксов два, но один из них имеет больше одной фонемы!)

Докажите, что во всех данных глаголах два суффикса: посмотрел, обидел, выяснил, побелил, наобещал, зависел, затосковал... (в последнем

Слайд 33Определите, какие ошибки допустил ученик в выделении приставок и суффиксов в

словах:
а) половник
– приставка по-, потому что это инструмент повара, а в слове повар - приставка по-

б) избегать, избрать, избушка
- везде приставка из-, потому что все слова начинаются с из-

в) листик – это маленький лист, суффикс –ик-, значит и в слове ластик тоже суффикс -ик-, он же маленький
Определите, какие ошибки допустил ученик в выделении приставок и суффиксов в словах:а) половник – приставка по-, потому

Слайд 34Какие слова имеют состав?
(никакие, т.к. во всех данных словах есть

окончание)

а)

подснежники, приморский, подорожник, сильный.

б)

травка, дубок, звездочка, домик, дошкольник.

Какие слова имеют состав? (никакие, т.к. во всех данных словах есть окончание)а) подснежники, приморский, подорожник, сильный.б) травка,

Слайд 35Составьте и запишите имена существительные, соответствующие схемам:

,
,
Какие изменения нужно

внести в схемы? (значок окончания, т.к. им. сущ. – изменяемая часть речи)
Составьте и запишите имена существительные, соответствующие схемам:, , Какие изменения нужно внести в схемы? (значок окончания, т.к.

Слайд 36Вставьте пропущенные буквы в приставках:

Пр…забавный, пр…спокойный, пр…увеличить, пр…рвать, пр…градить.

Почему вы

сомневались, какую букву - Е или И нужно вставить в данных словах?
Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чему мы должны научиться на уроке?

(различать приставки пре- и при-)
Вставьте пропущенные буквы в приставках: Пр…забавный, пр…спокойный, пр…увеличить, пр…рвать, пр…градить.Почему вы сомневались, какую букву - Е или

Слайд 37Игра «Светофор»:
На доске весит модель светофора. Учитель указывает на цвета

светофора, дети выполняют стоя движения:
Красный – стоим.
Желтый – хлопаем.
Зеленый – шагаем на месте.
Красный, если мое утверждение неверное, и, зеленый – если мое утверждение верное:
Части слова – это приставка, корень, предлог, суффикс и окончание. (к)
Окончание служит для связи слов в предложении. (з)
Приставка и суффикс служат для образования новых слов. (з)
Игра «Светофор»: На доске весит модель светофора. Учитель указывает на цвета светофора, дети выполняют стоя движения:Красный –

Слайд 38Контроль учителя за групповой работой на уроке русского языка.
-         Как дети

сидят?
-         Внимательны ли они или отвлекаются?
-         Как ведут себя: живо или апатично?
-     Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
-         Слушают ли друг друга?
-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
-   Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Контроль учителя за групповой работой на уроке русского языка.-         Как дети сидят?-         Внимательны ли они или отвлекаются?-        

Слайд 39Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации

и осуществления сотрудничества Г.А.Цукерман предлагает задание «Рукавички».
Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Г.А.Цукерман предлагает задание

Слайд 40 В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при

взаимодействии с учащимися.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.   Среди

Слайд 41 Результатом моей работы в рамках данной разработки считаю следующие показатели:


- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной.
Результатом моей работы в рамках данной разработки считаю следующие показатели: - обучающиеся обучены групповым формам работы;-

Слайд 42СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть