Слайд 1Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
Слайд 2
Актуальность
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими
и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ОВЗ становится в полной мере возможной лишь в той ситуации, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ возможностям и ресурсам для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике. При этом точно так же будут удовлетворяться образовательные потребности других детей, включенных в инклюзивный процесс
Слайд 3 Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо
сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.
В группе создать условия для совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.
Слайд 4Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного
образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых;
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Слайд 5
Принцип развития
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;
готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания
Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности
Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принципы построения РППС для детей с ОВЗ
Слайд 6Принцип взаимодействия
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети,
родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества
Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
Принцип обучения деятельности
Обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Слайд 7Разделение пространства группы по секторам :
Активный сектор
Спокойный сектор
Рабочий сектор
Слайд 8В рабочий сектор входят следующие центры
Познавательной и исследовательской деятельности
Продуктивной и творческой
деятельности
Правильной речи и моторики
Слайд 9Активныйный сектор, включает в себя центры
Игры
Двигательной деятельности
Конструирования
Музыкально-театрализованной деятельности
Слайд 10Спокойный сектор, включает в себя центры
Книги
Отдыха
Природы
Размещение оборудования по секторам (центрам развития)
позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, а возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, позволяет им изменять среду.
Слайд 11Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ
Помимо общих
условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней
Слайд 12Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи
Помимо речевой среды
в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка.
Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками:
Игрушки для обыгрывания стихов, потешек
Карточки с изображением правильной артикуляции звуков
Схемы разбора слова, предложения
Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Слайд 17РППС для детей с нарушениями зрения
Для эффективного развития
ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.
Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.
Преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах.
Особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.
Слайд 18Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не
должен быть больше капусты, машина больше дома)
Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать
Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении
Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога
Слайд 23РППС для детей с ЗПР
Ведущим при ЗПР является
недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления.
Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:
Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
Схемы и алгоритмы действий
Модели последовательности рассказывания, описания
Модели сказок
Предметы для развития сенсорной сферы
Если в старшей группе есть дети с ЗПР, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.)
Слайд 29РППС для детей с нарушениями слуха:
У детей с
недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
Схемы составления описательных рассказов, предложений
Схемы последовательности действий
Слайд 31РППС для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает
ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
Свободное малоизрезанное пространство
Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
Разнообразные шнуровки по темам
Рамки Монтессори
Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Слайд 35РППС для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Для детей с РАС характерна
стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными, стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры.
Слайд 36 Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести
некоторые изменения в помещениях.
Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе.
Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлено в спокойных пастельных тонах. Визуальная поддержка создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. Должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Но само наличие игрушки не побуждает ребенка к выполнению действий с ней, педагогу необходимо демонстрировать, как можно использовать ее в игре, в чем состоит ее функциональное назначение.
В младших возрастных группах рекомендуется постепенное введение игрушек, показ игры с ними, обучение действиям по подражанию.
Слайд 39Критерии оценки эффективности и качества РППС
1. Соответствие среды возрасту и клинико-
психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы
3. Отражение тематики и содержания ООД и коррекционной работы
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого)
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению)
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр
Слайд 40
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде
развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Слайд 41
Совместная деятельность родителей и педагогов при создании РППС
Гарантировать охрану и укрепление физического
и психического здоровья детей
Обеспечивать эмоциональное благополучие детей
Способствовать профессиональному развитию педагогов
Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования
Обеспечивать открытость дошкольного образования
Создавать условия для участия родителей в ОД
Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
Слайд 42
ВЫВОД
Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для
жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.