Презентация, доклад на тему Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ

Содержание

Актуальность С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место,

Слайд 1Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ












Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ

Слайд 2 Актуальность
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими

и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ОВЗ становится в полной мере возможной лишь в той ситуации, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ возможностям и ресурсам для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике. При этом точно так же будут удовлетворяться образовательные потребности других детей, включенных в инклюзивный процесс
Актуальность    С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями,

Слайд 3 Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо

сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.
В группе создать условия для совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.

Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами,

Слайд 4Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного

образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых;
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учет

Слайд 5
Принцип развития
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;

готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания
Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности
Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

Принципы построения РППС для детей с ОВЗ

Принцип развития Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.Принцип природособразности

Слайд 6Принцип взаимодействия
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети,

родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества
Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
Принцип обучения деятельности
Обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Принцип взаимодействияУстановление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и

Слайд 7Разделение пространства группы по секторам :
Активный сектор
Спокойный сектор
Рабочий сектор



Разделение пространства группы по секторам : Активный секторСпокойный сектор Рабочий сектор

Слайд 8В рабочий сектор входят следующие центры
Познавательной и исследовательской деятельности
Продуктивной и творческой

деятельности
Правильной речи и моторики

В рабочий сектор входят следующие центры Познавательной и исследовательской деятельностиПродуктивной и творческой деятельностиПравильной речи и моторики

Слайд 9Активныйный сектор, включает в себя центры
Игры
Двигательной деятельности
Конструирования
Музыкально-театрализованной деятельности

Активныйный сектор, включает в себя центры ИгрыДвигательной деятельностиКонструированияМузыкально-театрализованной деятельности

Слайд 10Спокойный сектор, включает в себя центры
Книги
Отдыха
Природы


Размещение оборудования по секторам (центрам развития)

позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, а возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, позволяет им изменять среду.

Спокойный сектор, включает в себя центры КнигиОтдыхаПриродыРазмещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по

Слайд 11Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ
Помимо общих

условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей

Слайд 12Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи
Помимо речевой среды

в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка.
Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками:
Игрушки для обыгрывания стихов, потешек
Карточки с изображением правильной артикуляции звуков
Схемы разбора слова, предложения
Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи   Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении

Слайд 17РППС для детей с нарушениями зрения
Для эффективного развития

ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.
Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.
Преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах.
Особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.

РППС для детей с нарушениями зрения    Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима

Слайд 18Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не

должен быть больше капусты, машина больше дома)
Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать
Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении
Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога


Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше

Слайд 23РППС для детей с ЗПР
Ведущим при ЗПР является

недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления.
Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:
Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
Схемы и алгоритмы действий
Модели последовательности рассказывания, описания
Модели сказок
Предметы для развития сенсорной сферы
Если в старшей группе есть дети с ЗПР, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.)

РППС для детей с ЗПР   Ведущим при ЗПР  является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде

Слайд 29РППС для детей с нарушениями слуха:
У детей с

недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
Схемы составления описательных рассказов, предложений
Схемы последовательности действий

РППС для детей с нарушениями слуха:    У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания

Слайд 31РППС для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает

ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
Свободное малоизрезанное пространство
Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
Разнообразные шнуровки по темам
Рамки Монтессори
Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

РППС для детей с НОДА    Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями

Слайд 35РППС для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Для детей с РАС характерна

стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными, стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. 
РППС для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением

Слайд 36 Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести

некоторые изменения в помещениях.
Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе.
Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлено в спокойных пастельных тонах. Визуальная поддержка создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. Должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Но само наличие игрушки не побуждает ребенка к выполнению действий с ней, педагогу необходимо демонстрировать, как можно использовать ее в игре, в чем состоит ее функциональное назначение.
В младших возрастных группах рекомендуется постепенное введение игрушек, показ игры с ними, обучение действиям по подражанию.



Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести некоторые изменения в помещениях.  Во-первых,

Слайд 39Критерии оценки эффективности и качества РППС
1. Соответствие среды возрасту и клинико-

психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы
3. Отражение тематики и содержания ООД и коррекционной работы
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого)
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению)
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр

Критерии оценки эффективности и качества РППС1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ2. Отражение

Слайд 40
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде

развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту

Слайд 41
Совместная деятельность родителей и педагогов при создании РППС
Гарантировать охрану и укрепление физического

и психического здоровья детей
Обеспечивать эмоциональное благополучие детей
Способствовать профессиональному развитию педагогов
Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования
Обеспечивать открытость дошкольного образования
Создавать условия для участия родителей в ОД
Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
Совместная деятельность родителей и педагогов при создании РППСГарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детейОбеспечивать эмоциональное благополучие

Слайд 42
ВЫВОД
Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для

жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
ВЫВОД  Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть