Слайд 1
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
Костюкова Галина Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
КГУ сш № 4 акимата г. Усть-Каменогорска
Слайд 2
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Слайд 3
ЛЮБОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПОНЯТНО, ЧТО ВЫСТАВЛЕНИЕ
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ, ДОЛЖНО СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЦЕЛОЙ СИСТЕМОЙ МЕР ПО ЕЁ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ.
Слайд 4
ОСНОВНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ НЕУСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОЖНО СЧИТАТЬ:
Недостаточное семейное воспитание.
Неблагоприятная обстановка в
семье.
Пробелы в фактических знаниях(состояние здоровья, занятие спортом)
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень
интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
Слайд 6
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в
основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Слайд 7ЗАДАЧИ ПЕДСОВЕТА
Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся.
Выявить основные причины
и меры профилактики неуспеваемости школьников.
Систематизировать теоретические знания по теме.
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Слайд 8СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с
неуспевающими
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Учет социаль-
ных условий
Учет возрастных
особенностей
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Коррекционная
работа
Индивидуаль-
ная работа
Дифференци-
рованная работа
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Слайд 9ВЫВОД
Чтобы предотвратить
неуспеваемость учащихся,
нужно так организовать учебный процесс,
жизнь учащихся
в школе и в классе,
чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной деятельности,
стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 10ТЕМА ПЕДСОВЕТА
Об эффективности работы
со слабоуспевающими учащимися
Список слабоуспевающих учащихся 4 «Б» класса
Рындин Максим
Горохова Ксения
Янко Диана
Алексеев Александр
Кунантаев Самир
Причины слабой успеваемости
План работы со слабоуспевающими учащимся
Слайд 13Работа со слабоуспевающими учащимися
Класс : 4 «Б»
Классный руководитель: Костюкова
Г.М.
1.Диагностика.
Слайд 14Индивидуальные достижения учащихся по повышению качества обученности.
Слайд 16Работа по повышению успеваемости.
Слайд 17Индивидуальные достижения учащихся по повышению качества обученности.
Слайд 18Техника чтения ученика (цы)
4 «Б» класса
Рындин М.
сш № 4 2018-2019г.
\сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Слайд 20ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ
Слайд 21ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью
выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
Слайд 226. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки
в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник обязан выставлять четвертные оценки за неделю до конца четверти.
Слайд 23ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ:
правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей
ее ликвидации;
высокое качество уроков;
использование передовых методов в обучении;
реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;
четко поставленный контроль за учебным процессом.
Слайд 24КАК ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ:
Для закрепления необходимо более длительное время и больший
объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Слайд 25Карточки для индивидуальной работы.
Разноуровневые задания
Деформированные задания
Карточки – тренажеры
Карточки – «помогайки»
Творческие задания
Поиск
различных способов решения задач.
Составление кроссвордов.
Сочинение математических сказок, игр.Составление диафильмов.
Составление задач по данному условию.
Задания с выбором ответа
Слайд 28Дидактические игры.
Игра №1. «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг , когда
встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.
Игра №2. «Назови соседей»
Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.
Игра №3. «Тропинка».
Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;
«копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед.
«кочки» - дети приседают, положив руки на голову.
Игра №4 «Синий, красный»
Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :
- гласных, если мяч красный,
- согласных, если мяч синий.
Слова:
ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.
Игра №5 «Зеваки»
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.
Слайд 29Игры и упражнения направленные на развитие интеллекта.
Упражнение №1 «Не пропусти растение».
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.
Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».
Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.
Упражнение №3 «Внимательные руки»
Если в слове и-поднять правую руку;
й- левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:
лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон, златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.
Упражнение №4 «Закончи слово»
6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.
Упражнение №5. «Перекличка-путанка»
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.
Слайд 30ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды
и стимулирует желание учиться.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как способ
актуализации и стимулирования
познавательной деятельности учащихся.
Слайд 31ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Создать
на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Слайд 32РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ УРОКА
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-детектив
урок-сказка
урок-концерт
урок-картина
“Блиц уроки”
Слайд 33УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать
спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Сказать НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Слайд 34СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ТЕТРАДЕЙ.
Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических
заданий, на определённом этапе обучения.
Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления
(задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Слайд 35
ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С БИБЛИОТЕКОЙ, ГДЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОДБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕБЁНКА:
► по
развитию речи и техники чтения,
► расширению кругозора,
► общение с художественной литературой.
Слайд 36УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы
групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Слайд 37СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ:
В начале учебного года
проинформировать учителей -
предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на
малом педсовете или в индивидуальной беседе).
Поддерживать связь с психологической службой, учителями -
предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся,
темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и
преподавателями.
Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
Слайд 38Доводить до сведения администрации (зам. директора по
воспитательной работе, социального педагога) случаи
нарушения
норм и правил поведения в целях современной их
профилактики.
Создать условия для занятия учащимися достойного места в
коллективе класса через активное включение во внеурочную
деятельность.
Держать на контроле состояние их здоровья.
Стремиться наладить доверительные отношения.
Чаще использовать поощрение нежели наказание для
поддержания веры в свои силы.
Слайд 39
Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии
причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Слайд 40«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
Будь почвой, богатой ферментами человеческих
чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах…»
Шалва Александрович Амонашвили