Слайд 1Организация работы в профильной группе по экологическому воспитанию
Автор: Оберемок Оксана
Геннадиевна
Воспитатель МДОО «Ясли-сад №12 «Ромашка» Г. Иловайск»
Слайд 2Актуальность экологического образования
Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных
людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам…
Под экологией в современном научном мире понимают науку о «доме» человека, на языке терминологии — биосфере, её особенностях и взаимосвязях с человеком, а самого человека — с обществом. Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения
жизни на планете.
Глубокий и всесторонний анализ сложившегося в
современном мире характера взаимоотношений социума и
природы привёл учёных к выводу о необходимости перехода к
гуманистически-щадящему и научно обоснованному стилю
взаимодействия человека с окружающей средой обитания.
Человечество обязано гарантировать сохранность
природной среды, необходимой для выживания последующих
поколений.
Слайд 3Экологическая компетентность
Экологическая компетентность дошкольника определяется как интегративное личностное образование, характеризующееся наличием
осознанных экологических представлений, нравственных норм, личностных качеств, экологических познавательных и практических умений (способов взаимодействия с природой).
В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной
деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать
у ребёнка навыки личностных, познавательных,
социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий.
Слайд 4
Принцип согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:
1.Область «Социально-коммуникативного развития» поможет
достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
2.Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
3.Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
4.Область «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.
Слайд 5
Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной,
творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Понятие «экологическая культура» включает в себя такие аспекты:
1.Безопасный для планеты способ человеческой жизнедеятельности, при котором общество регулирует свои потребности, а также способы их удовлетворения при помощи системы моральных, духовных и правовых норм, экономических моделей и социальных институтов.
2.Личная ответственность каждого жителя планеты за свою деятельность.
3.Целенаправленное освоение экологических знаний и практическое использование природоохранных навыков в своей жизни.
4.Основой экологической культуры должны стать уважение и любовь к природе.
Слайд 6Задачи экологического воспитания
1.Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему
миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
2.Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
3.Воспитательная — становление экологического
мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной
области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Слайд 7Этапы работы при составлении профильной программы
1. Мониторинг знаний детей для выявления
слабых мест в знаниях детей или повышенного интереса к той или иной теме.
2. Детальное знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков.
3. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж,
индивидуальные особенности и условия работы,
так и на запросы и потребности родителей и
детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников
Слайд 8 Требования к профильной программе
1. Принцип личностно-ориентированного образования.
2.Предусматривать различные
формы организации активной творческой деятельности детей и родителей:
занятие как специально организованная форма обучения;
нерегламентированные виды деятельности;
конкурсы, соревнования, выставки, и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их деятельности.
3. Закладывать оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.
4.Учитывать специфические особенности
различных видов деятельности для детей определенного возраста.
5. Предусматривать возможность реализации индивидуального
подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные
и физиологические особенности.
6. Включать описание организации развивающей среды с указанием перечней применяемых материалов и оборудования.
7.Обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Слайд 9
Методы, используемые для составления профильной программы:
Наглядные методы:
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми) ;
рассматривание
книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов.
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Слайд 10Формы работы используемые при составлении профильной программы
1. Непосредственно образовательная деятельность:
Первично-ознакомительный тип
занятий
Обобщающий тип занятий
Углубленно-познавательный тип занятия
2. Экскурсии.
3. Экологические праздники и досуги.
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
5. Труд в природе
6. Организация выставок и конкурсов творческих работ .
7. Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах.
Слайд 11Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Анкетирование, проведение опросов.
Беседы за
круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон).
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Слайд 12Предметно-развивающая среда в группе
Слайд 16Знакомство с деревьями и кустарниками
Слайд 18СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе
Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!