Слайд 1 «Организация психолого-педагогического обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе
интегрированного обучения»
Учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
МБДОУ № 177 г. Ростова-на-Дону
Марченкова Галина Александровна.
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
Слайд 2Содержание:
Понятие интегрированного обучения
Условия эффективности интегрированного обучения
Обязанности педагога
Критерии оценки школьной зрелости
и адаптационных возможностей учащихся
Факторы, определяющие коррекционно-развивающие задачи урока в работе с интегрированным ребёнком
Межгрупповая дифференциация
Внутригрупповая дифференциация
Характер изменений педагогических условий обучения
Средства, обеспечивающие вариативность условий учебной деятельности детей
Критерии сложности учебного задания
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога
Критерий личной успешности ребенка в ходе интегрированного обучения
Логическая структура психолого-педагогического сопровождения
Компоненты предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды
Принципы организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 3Понятие интегрированного обучения
Интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Слайд 4Условия эффективности интегрированного обучения
Первое условие:
– подготовленные к решению коррекционно-развивающих задач
педагоги;
– специалисты коррекционного профиля деятельности (психолог, дефектолог)
Слайд 5Обязанности педагога
Педагог интегрированного обучения должен
понимать характер имеющихся у ребёнка трудностей и
их причину;
уметь определять коррекционно-развивающие задачи в работе с интегрированным ребёнком (совместно со специалистами коррекционного профиля)
на необходимом уровне владеть методами коррекционной работы;
знать, как включать коррекционно-развивающую работу в структуру учебного занятия;
владеть технологией дифференцированного обучения.
Слайд 6Критерии оценки школьной зрелости и адаптационных возможностей учащихся
1. Состояние здоровья.
1)
здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций (I группа здоровья);
2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (II группа здоровья);
3) больным хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранными функциональными возможностями организма (III группа здоровья);
4) больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма (IV группа здоровья).
Слайд 72. Социально- психологическая готовность к школе.
Желание учиться в школе
Учебная мотивация
Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
Организованность поведения
Кругозор
Развитие речи
Слайд 83. Развитие психологических предпосылок учебной деятельности.
Познавательная активность, самостоятельность
Сформированность интеллектуальных
умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей)
Произвольность деятельности
Темп деятельности
Слайд 9Факторы, определяющие коррекционно-развивающие задачи урока в работе с интегрированным ребёнком
Наиболее общие
проблемы характерны для развития данной категории детей и требующие преодоления
Конкретные проблемы (в их сочетании) характерные для данного ребёнка
Аспекты познавательной деятельности (мышление, внимание, память, моторика и др.), которые будут наиболее активно работать в процессе занятия
Черты личности (воля, работоспособность, целеустремлённость, контактность и др.), которые необходимо задействовать для достижения дидактической задачи
Слайд 10Методические подходы к организации учебной деятельности интегрированных учащихся
Необходимость более частой смены
видов деятельности при работе с детьми с отклонениями в развитии
Необходимость смены ведущего анализатора в ходе урока
При выборе ведущих методов педагогической деятельности (словесных, наглядных, практических),следует учитывать характер ведущего нарушения
Включение детей в учебную деятельность на уровне посильной трудности (учёт индивидуальных познавательных возможностей – технология дифференцированного обучения)
Слайд 11Межгрупповая дифференциация
предполагает включение детей в группы для проведения
занятий развивающего
характера, направленных на стимуляцию индивидуальных способностей (через систему дополнительного образования, кружковую, секционную работу) или
занятий коррекционной направленности, обеспечивающих преодоление имеющихся нарушений и на этой основе социализацию детей.
Слайд 12Внутригрупповая дифференциация
осуществляется в процессе проведения фронтальных занятий со всей группой
и проедполагает выделение внутри групп подгрупп с учётом особенностей развития детей, работающих
в разном темпе, получающих
разный объём помощи, выполняющих
задания различной сложности.
Слайд 13Характер изменений педагогических условий обучения
-вариативность организации и режима учебной работы
учащихся в соответствии с их познавательными возможностями;
-индивидуализация коррекционной помощи учащимся (помощь в преодолении имеющихся нарушений развития психофизиологических и психологических функций, эмоционально-волевой и личностной сферы);
-индивидуализация развивающей помощи (развитие индивидуальных способностей, склонностей, интересов).
Слайд 14Средства, обеспечивающие вариативность условий учебной деятельности детей
темп учебной деятельности;
объем выполняемой
на уроке работы (условие, тесно связанное с предыдущим);
уровень сложности учебных заданий;
наличие или отсутствие дополнительных средств наглядности (опорные схемы, таблицы, иллюстративный материал);
использование заданий, данных в учебной игровой (дидактическая игра) формах;
степень оказываемой помощи в процессе выполнения задания.
Слайд 15Критерии сложности учебного задания
количество элементов, с которыми надо выполнять действия,
правил, которые надо учитывать при выполнении задания;
полнота данных в условии (в условие включаются избыточные данные, либо наоборот, в условии недостает какого-то элемента, который надо самостоятельно восполнить);
уровень сложности содержания задания (соответствующие различным этапам освоения учебных умений, знаний)
Слайд 16Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога
развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и пространственных
представлений;
развитие мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций;
развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей;
развитие памяти, внимания
развитие речи (лексики, грамматического строя, связной диалогической и монологической речи) и др.
Слайд 17Критерий личной успешности ребенка в ходе интегрированного обучения
динамика основных
показателей здоровья детей;
полнота и качество усвоения учебного материала по программам коррекционного обучения;
преодоление нарушений развития психофизиологических и интеллектуальных функций;
уровень учебной мотивации, интерес к учению;
сформированность основных компонентов учебной деятельности;
успешность социализации в образовательной среде, социально-положительная направленность системы отношений ребенка, связанных с учебной деятельностью
Слайд 18
Второе условие
- организация психолоо-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 19Логическая структура психолого-педагогического сопровождения
0 этап – подготовительная и сопровождающая работа со
сверстниками;
– консультационная работа с семьёй (на протяжении всего интегрированного обучения)
Цель – создание условий социальной адаптации учеников с ограниченными возможностями
1 этап – психолого-медико-педагогическая диагностика
Цель – выявление особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей и на этой основе определение необходимых для него условий обучения.
Слайд 20Логическая структура психолого-педагогического сопровождения (продолжение)
2 этап – разработка индивидуального образовательного маршрута
Цель
– определение педагогических условий интегрированного обучения для каждого ребёнка с учётом особенностей его развития
Определение уровня образовательной программы (общеобразовательная, I , II …VIII вида)
Определение формы обучения (в специальном классе, в общеобразовательном классе, в условиях домашнего обучения)
Разработка рекомендаций по индивидуальному подходу к ребёнку в процессе обучения (темп, объём выполняемой учебной работы, виды помощи, средства наглядности и др.)
Определение сопровождающей коррекционной работы специалистов (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог)
Слайд 21Логическая структура психолого-педагогического сопровождения (продолжение)
3 этап – реализация индивидуального образовательного маршрута
4
этап – мониторинг развития и усвоения образовательной программы в ходе интегрированного обучения ребёнка (на протяжении всего интегрированного обучения)
Цель – выявление индивидуальной результативности ребёнка в ходе интегрированного обучения.
Слайд 22Компоненты предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды
Макросреда
Функциональные помещения:
кабинет психолога
комната психологической разгрузки (тёмная сенсорная
комната)
светлая сенсорная комната(может располагаться в классной комнате)
логопедический кабинет
физкультурный зал (коррекция нарушений физического развития)
Учебные классы интегрированного обучения
Микросреда
Дидактические пособия, обеспечивающие наглядность, индивидуализацию, решение коррекционных задач
Дидактические и игровые пособия, обеспечивающие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 23Принципы организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды:
Принцип эмоциогенности среды, комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребёнка;
Принцип стимулирующей направленности среды
Принцип коммуникативной направленности среды
Принцип насыщения среды образами красоты, добра, гармонии;
Принцип создания условий для развития деятельности ребёнка (деятельностной направленности)
Принцип насыщения среды элементами, способствующими коррекции нарушенных функций;
Принцип минимальной достаточности;
Принцип безопасности среды;
Слайд 24Список литературы:
Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание - М. :
Просвещение, 2005. - 272 с.
Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М. : ACADEMIA, 2006. - 238 с.
Овчарова, Р. В. Психология родительства : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с.
Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития