Слайд 1Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Автор проекта: Усынина
Елена Витальевна
Образовательное учреждение:
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Слайд 2Эпиграф
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два
дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость
Слайд 3Актуальность проекта
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо
формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.
Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкивалась с такими высказываниями, как «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников».
Получается несоответствие – стандарты требуют, а дети неспособны. Я решила проверить это на своих учениках. В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.
Слайд 4Основная цель:
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
Определить условия для формирования навыков
исследовательской деятельности.
Сформировать у младших школьников и их
родителей представлений о проектном
обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
Создать условия для занятий проектно-
исследовательской деятельностью с учащимися
моего класса;
Ввести в учебный процесс метод проектов, как
технологию развития умений учиться.
Слайд 5Участники проекта:
Ученики моего класса;
Родители обучающихся.
Критерий отбора:
По желанию (согласно
анкетам).
Количественный состав:
25 учеников.
Качественный состав:
Ученики с разным уровнем учебных
способностей.
Слайд 6Рабочий план реализации проекта
Изучение литературы о методе проектов.
Знакомство родителей и обучающихся
с проектной деятельностью учащихся.
Выявление интересов учащихся.
Создание рабочей программы к курсу НОУ «Школа Почемучек».
Создание рабочей тетради в помощь ученику.
Подготовка материально – технической базы.
Апробирование программы.
Слайд 7Описание проекта
В первую очередь учитель должен сам понимать, что
он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать.
Поможет в этом литература по методу проектов, а также курсы повышения квалификации «Intel. Обучение для будущего».
Слайд 8Проектно-исследовательская деятельность –
это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение
целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Информационная справка
Слайд 9Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск
и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор
названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования,
сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов,
сбор и изучение информации, определение формы
продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологических операций,
внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества
выполнения проекта.
Информационная справка
Слайд 10 С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по
проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических
заданий и заданий на развитие творческих способностей,
игровых моментов, связанных с введением в ход урока
сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать
вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);
связи материала с наглядно – образным игровым
материалом;
игр – исследований;
ролевых игр;
игр – путешествий, например во времени, для знакомства
с великими открытиями и изобретениями, в новые
страны – пути Великих географических открытий;
фантастические путешествия на другие планеты и т.д.
Информационная справка
Слайд 11Формы организация учебно-исследовательской деятельности:
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в
процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).
Информационная справка
Слайд 13Задача № 1: Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдение
следующих условий :
Целенаправленность и систематичность.
Мотивированность.
Творческая среда.
Психологический комфорт.
Личность педагога.
Учет возрастных особенностей.
Описание проекта
Слайд 14Описание проекта
Задача № 2: Сформировать у обучающихся начальных классов и их
родителей представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
С этой целью я провела родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности во 2 классе», автор Жакулина И.В. (http://zhakulina20090612.blogspot.com). В данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе.
В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта.
Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. (Приложение № 1).
Слайд 15Описание проекта
Задача № 2:
Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили
научно-практическую конференцию, на которой ученики среднего и старшего звена нашей гимназии защищали свои проекты.
Также показала готовые детские презентации.
Слайд 16Описание проекта
Задача №3: Создать условия для занятий проектно-
исследовательской деятельностью младших
школьников.
С этой целью мне необходимо было подготовить материально – техническую базу.
Мы с родителями собрали классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал. Необходимая техника и Интернет имелись.
Слайд 17Описание проекта
Задача №3:
Важно также определить место данного курса в учебном процессе.
Это может быть внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Я начинала работу на добровольных началах – во внеурочное время (с согласия родителей). Сейчас это НОУ «Школа Почемучек».
Слайд 18Описание проекта
Задача №3:
Далее я составила рабочую программу к курсу, который назвала
«Школа Почемучек». Занятия в «Школе Почемучек» проводятся 1 раз в неделю.
Слайд 19Описание проекта
Задача №3:
Следующий шаг, который я считаю очень важным – это
подготовка дидактического материала для учащихся.
В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний.
Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе, требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять исследования и наблюдения и т.п.
Слайд 20Описание проекта
Задача №3:
Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для
того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся.
Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты.
Слайд 21Описание проекта
Задача №4: Ввести в учебный процесс метод
проектов, как технологию развития
умений учиться.
Когда всё было готово, начались занятия в НОУ «Школа Почемучек». Стали появляться первые проекты. По прошествии времени я сделала для себя вывод, что, учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как:
1 класс – исследовательские проекты;
2 класс – творческие проекты;
3-4 классы – информационные и ролевые проекты.
Слайд 22Прогнозируемые результаты
(при условии успешной реализации данного проекта)
Совершенствование познавательных потребностей
учащихся;
Развитие познавательных способностей учащихся и
критического мышления;
Формирование и развитие у детей умений и навыков
исследовательского поиска;
Развитие умений ориентироваться в информационном
пространстве;
Формирование у учащихся представлений об
исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности.
Слайд 23Оценка эффективности реализации проекта
Стабильный состав группы «Школы Почемучек» на протяжении 4-х
лет обучения (посещает весь класс).
Ежегодное успешное выступление на научно – исследовательских конференциях МБОУ гимназии № 4.(Слайды с 26 по 30).
Все проекты получают высшие оценки (100 баллов из 100). (Слайды № 28, № 30).
Высокая техника чтения.
Высокий процент успеваемости.
Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.
Активное участие в различных конкурсах: не только в рамках гимназии, но и Международных и Всероссийских конкурсах. Имеется немало победителей данных конкурсов.
Возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности – по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах.
Освоили компьютер (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).
Слайд 24Оценка эффективности реализации проекта
10. Мой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в
начальной школе представлялся на следующих мероприятиях:
Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Напечатана моя статья в сборнике конференции.
Выступление на III Международном Педагогическом Форуме в г.Санкт-Петербург (выступление на круглом столе по теме «Методы проектов, технологии мастерских, модульного и тематического обучения. Роль учителя в реализации НОИ «Наша новая школа»).
Участие в региональном конкурсе методических разработок «Школа – 2100: развиваемся вместе».
Выступление на 4 межшкольной научно-практической конференции для педагогов г.Сургута «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование»;
Победа в Международном конкурсе для педагогов «Моя проектная деятельность» сайт ЗАВУЧ.ИНФО;
Участие в Международном конкурсе исследовательских работ и проектов;
Участие в конкурсе методических разработок уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе «Я исследую мир».
Слайд 251. «Радуга-дуга»
2. «Пусть всегда будет Солнце!»
3. «Живая и неживая природа»
4.
«Как появились буквы?»
5. «Хлеб – всему голова!»
6. «Хочу в космос!»
7. «Дед Мороз – Красный нос»
8. «В плену суеверий»
9. «Волшебный мир модульного оригами»
10. «Охрана редких животных»
11. «Есть ли жизнь на других планетах?»
12. «Путешествие в Мексику»
Наши проекты:
Слайд 31Оценка рисков
У первоклассников низкая техника чтения для
обработки
информации (выход - в 1 классе лучше
выполнять исследовательские проекты);
Низкий уровень самостоятельности (выход - помощь
родителей и учителя);
Первоклассники не умеют слаженно работать в группе
(выход - создание правил работы в группе,
использование считалок);
Первоклассники не умеют аккуратно оформить
продукт своей деятельности (выход - творческие
проекты выполнять, начиная со 2-го класса).
Слайд 32Результаты анкетирования
Испытывают трудности:
Выступая на публику;
При работе с
информацией.
Слайд 33Дальнейшее развитие проекта
Вовлечение в исследовательскую деятельность дошкольников, закреплённых за нашей гимназией.
Участие
в конкурсе проектов «Шаг в будущее» и других Всероссийских и Международных конкурсах.
Представление опыта работы в других образовательных учреждениях г.Сургута и России .
3.Размещение материалов проекта в сети Интернет.
Слайд 35Исследовательский проект «Живая и неживая природа»
Слайд 36Исследовательский проект «Живая и неживая природа»
Слайд 37Информационный проект «Хлеб - всему голова»
Слайд 41Информационный проект «Дед Мороз – Красный нос»
Слайд 42Исследовательский проект«В плену суеверий»
Слайд 43Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот
лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Постскриптум
Слайд 44Информационные источники:
А.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, 2011 г.
Брыкова О.В.,
Громова Т.В., Салова И.Г..
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г.
3. А.И.Савенков. «Я – исследователь» рабочая тетрадь
для младших школьников, Самара, 2011 г.
4. http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to school-
vector.htm
5.http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html
6.http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm
7. http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm
8. http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html
Слайд 45Приложение № 1
Памятка для родителей
Участие в
проектной деятельности – сложный труд для ученика, и для родителей. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими как книги, фильмы, Интернет и др.
Действия родителей:
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.(Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор).
Выбор и формулировка темы проектной работы:
- помочь выбрать тему и обосновать выбор;
Формулировка цели и задач проекта:
- может потребоваться помощь в правильной формулировке цели и задач проекта.
План и структура выполнения проекта:
- помогают спланировать работу с учётом занятости детей;
- возможно, потребуется помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения.
Изучение необходимого материала для проекта:
-посмотрев список литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-либо источники;
- могут помочь организовать опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседу, работу в Интернете.
При подготовке ПРОДУКТА проекта:
- помощь в редакционной правке, оформлении, грамматическом или стилистическом контроле.
При публичной презентации:
- помочь провести последнюю проверку, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.
Слайд 46Приложение № 2
Пояснительная записка
Рабочая программа НОУ «Школа Почемучек»
составлена для обучающихся 1 – 4 классов четырёхлетней начальной школы. Данная программа является компилятивной и разработана на основе теоретических материалов Брыковой О.В., Громовой Т.В., Саловой И.Г., Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г., а также практических материалов А.И.Савенкова «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г. Курс рассчитан на 138 часов (1час. в неделю).
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это становится возможным при грамотной организации проектной деятельности в начальной школе.
Занятия в научном обществе учеников «Школа Почемучек» направлены на обучение младших школьников проектированию как универсальному умению.
Актуальность данной программы очевидна, т.к. полученные знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к переходу в среднее звено. Данные занятия способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков.
Основные цели занятий:
обучение проектированию как универсальному умению;
выявление наиболее одаренных обучающихся класса, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных
областях науки;
развитие творческих способностей данных обучающихся;
расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы и повышение уровня знаний и эрудиции младших
школьников в интересующих областях науки;
пропедевтика научно – исследовательской деятельности младших школьников;
научить обучающихся начальной школы работать в рамках саморазвития и самообразования;
Слайд 48Приложение № 4
Анкета
На какие темы тебе хотелось бы выполнить проекты?
Изобретения
человека;
Космос;
Природные явления;
Музыка;
Сказочные герои;
Животные;
Растения;
Транспорт;
Наши предки;
Жилище человека;
Время;
Религия;
Школа;
Жизнь людей разных стран Земли;
Другое ____________________________________________
Слайд 51Приложение № 7
Результаты анкетирования
Ребятам больше всего нравится:
Работать в
группе или в паре;
Выполнять исследования, проводить опыты;
Искать ответы на свои вопросы;
Создавать компьютерные презентации.