Презентация, доклад на тему Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Содержание

Эпиграф"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость

Слайд 1Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.





Автор проекта: Усынина

Елена Витальевна

Образовательное учреждение:
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.   Автор проекта: Усынина Елена Витальевна   Образовательное учреждение:

Слайд 2Эпиграф
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два

дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость

Эпиграф

Слайд 3Актуальность проекта
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо

формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.
Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкивалась с такими высказываниями, как «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников».
Получается несоответствие – стандарты требуют, а дети неспособны. Я решила проверить это на своих учениках. В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.




Актуальность проекта	В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход

Слайд 4Основная цель:
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.



Задачи:

Определить условия для формирования навыков


исследовательской деятельности.
Сформировать у младших школьников и их
родителей представлений о проектном
обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
Создать условия для занятий проектно-
исследовательской деятельностью с учащимися
моего класса;
Ввести в учебный процесс метод проектов, как
технологию развития умений учиться.

Основная цель:Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.Задачи: Определить условия для формирования навыков  исследовательской деятельности. Сформировать у младших

Слайд 5Участники проекта:

Ученики моего класса;
Родители обучающихся.
Критерий отбора:
По желанию (согласно

анкетам).
Количественный состав:
25 учеников.
Качественный состав:
Ученики с разным уровнем учебных
способностей.



Участники проекта: Ученики моего класса; Родители обучающихся.Критерий отбора: По желанию (согласно анкетам).Количественный состав: 25 учеников.Качественный состав:Ученики с

Слайд 6Рабочий план реализации проекта
Изучение литературы о методе проектов.
Знакомство родителей и обучающихся

с проектной деятельностью учащихся.
Выявление интересов учащихся.
Создание рабочей программы к курсу НОУ «Школа Почемучек».
Создание рабочей тетради в помощь ученику.
Подготовка материально – технической базы.
Апробирование программы.


Рабочий план реализации проектаИзучение литературы о методе проектов.Знакомство родителей и обучающихся с проектной деятельностью учащихся.Выявление интересов учащихся.Создание

Слайд 7Описание проекта
В первую очередь учитель должен сам понимать, что

он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать.
Поможет в этом литература по методу проектов, а также курсы повышения квалификации «Intel. Обучение для будущего».




Описание проекта  В первую очередь учитель должен сам понимать, что он будет делать, как он это

Слайд 8Проектно-исследовательская деятельность –
это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение

целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Информационная справка

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик,

Слайд 9Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск

и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор
названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования,
сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов,
сбор и изучение информации, определение формы
продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологических операций,
внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества
выполнения проекта.

Информационная справка

Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор

Слайд 10 С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по

проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических
заданий и заданий на развитие творческих способностей,
игровых моментов, связанных с введением в ход урока
сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать
вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);
связи материала с наглядно – образным игровым
материалом;
игр – исследований;
ролевых игр;
игр – путешествий, например во времени, для знакомства
с великими открытиями и изобретениями, в новые
страны – пути Великих географических открытий;
фантастические путешествия на другие планеты и т.д.

Информационная справка

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на  занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала

Слайд 11Формы организация учебно-исследовательской деятельности:
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в

процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).

Информационная справка

Формы организация учебно-исследовательской деятельности:Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на

Слайд 12Информационная справка

Информационная справка

Слайд 13Задача № 1: Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдение

следующих условий :
 
Целенаправленность и систематичность.

Мотивированность.

Творческая среда.

Психологический комфорт.

Личность педагога.

Учет возрастных особенностей.



Описание проекта

Задача № 1: Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдение следующих условий :  Целенаправленность и систематичность.

Слайд 14Описание проекта
Задача № 2: Сформировать у обучающихся начальных классов и их

родителей представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
С этой целью я провела родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности во 2 классе», автор Жакулина И.В. (http://zhakulina20090612.blogspot.com). В данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе.
В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта.
Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. (Приложение № 1).



Описание проектаЗадача № 2: Сформировать у обучающихся начальных классов и их родителей представления о проектном обучении как

Слайд 15Описание проекта
Задача № 2:

Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили

научно-практическую конференцию, на которой ученики среднего и старшего звена нашей гимназии защищали свои проекты.
Также показала готовые детские презентации.

Описание проектаЗадача № 2:	Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили научно-практическую конференцию, на которой ученики среднего

Слайд 16Описание проекта
Задача №3: Создать условия для занятий проектно-

исследовательской деятельностью младших
школьников.

С этой целью мне необходимо было подготовить материально – техническую базу.
Мы с родителями собрали классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал. Необходимая техника и Интернет имелись.
Описание проектаЗадача №3: Создать условия для занятий проектно-        исследовательской деятельностью

Слайд 17Описание проекта
Задача №3:

Важно также определить место данного курса в учебном процессе.

Это может быть внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Я начинала работу на добровольных началах – во внеурочное время (с согласия родителей). Сейчас это НОУ «Школа Почемучек».
Описание проектаЗадача №3:	Важно также определить место данного курса в учебном процессе. Это может быть внеурочная деятельность в

Слайд 18Описание проекта
Задача №3:

Далее я составила рабочую программу к курсу, который назвала

«Школа Почемучек». Занятия в «Школе Почемучек» проводятся 1 раз в неделю.


Описание проектаЗадача №3:	Далее я составила рабочую программу к курсу, который назвала «Школа Почемучек». Занятия в «Школе Почемучек»

Слайд 19Описание проекта
Задача №3:

Следующий шаг, который я считаю очень важным – это

подготовка дидактического материала для учащихся.
В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний.
Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе, требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять исследования и наблюдения и т.п.
Описание проектаЗадача №3:	Следующий шаг, который я считаю очень важным – это подготовка дидактического материала для учащихся. В

Слайд 20Описание проекта
Задача №3:

Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для

того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся.
Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты.


Описание проектаЗадача №3:	Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов.

Слайд 21Описание проекта
Задача №4: Ввести в учебный процесс метод

проектов, как технологию развития
умений учиться.

Когда всё было готово, начались занятия в НОУ «Школа Почемучек». Стали появляться первые проекты. По прошествии времени я сделала для себя вывод, что, учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как:

1 класс – исследовательские проекты;
2 класс – творческие проекты;
3-4 классы – информационные и ролевые проекты.



Описание проектаЗадача №4: Ввести в учебный процесс метод

Слайд 22Прогнозируемые результаты



(при условии успешной реализации данного проекта)

Совершенствование познавательных потребностей
учащихся;

Развитие познавательных способностей учащихся и
критического мышления;

Формирование и развитие у детей умений и навыков
исследовательского поиска;

Развитие умений ориентироваться в информационном
пространстве;

Формирование у учащихся представлений об
исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности.

Прогнозируемые результаты              (при условии

Слайд 23Оценка эффективности реализации проекта
Стабильный состав группы «Школы Почемучек» на протяжении 4-х

лет обучения (посещает весь класс).
Ежегодное успешное выступление на научно – исследовательских конференциях МБОУ гимназии № 4.(Слайды с 26 по 30).
Все проекты получают высшие оценки (100 баллов из 100). (Слайды № 28, № 30).
Высокая техника чтения.
Высокий процент успеваемости.
Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.
Активное участие в различных конкурсах: не только в рамках гимназии, но и Международных и Всероссийских конкурсах. Имеется немало победителей данных конкурсов.
Возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности – по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах.
Освоили компьютер (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).

Оценка эффективности реализации проектаСтабильный состав группы «Школы Почемучек» на протяжении 4-х лет обучения (посещает весь класс).Ежегодное успешное

Слайд 24Оценка эффективности реализации проекта
10. Мой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в

начальной школе представлялся на следующих мероприятиях:
Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Напечатана моя статья в сборнике конференции.
Выступление на III Международном Педагогическом Форуме в г.Санкт-Петербург (выступление на круглом столе по теме «Методы проектов, технологии мастерских, модульного и тематического обучения. Роль учителя в реализации НОИ «Наша новая школа»).
Участие в региональном конкурсе методических разработок «Школа – 2100: развиваемся вместе».
Выступление на 4 межшкольной научно-практической конференции для педагогов г.Сургута «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование»;
Победа в Международном конкурсе для педагогов «Моя проектная деятельность» сайт ЗАВУЧ.ИНФО;
Участие в Международном конкурсе исследовательских работ и проектов;
Участие в конкурсе методических разработок уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе «Я исследую мир».

Оценка эффективности реализации проекта10. Мой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе представлялся на следующих мероприятиях:Всероссийская

Слайд 251. «Радуга-дуга»
2. «Пусть всегда будет Солнце!»
3. «Живая и неживая природа»
4.

«Как появились буквы?»
5. «Хлеб – всему голова!»
6. «Хочу в космос!»
7. «Дед Мороз – Красный нос»
8. «В плену суеверий»
9. «Волшебный мир модульного оригами»
10. «Охрана редких животных»
11. «Есть ли жизнь на других планетах?»
12. «Путешествие в Мексику»

Наши проекты:

1. «Радуга-дуга»2. «Пусть всегда будет Солнце!»3. «Живая и неживая природа» 4. «Как появились буквы?»5. «Хлеб – всему

Слайд 26Результаты нашей деятельности

Результаты нашей деятельности

Слайд 28Результаты нашей деятельности

Результаты нашей деятельности

Слайд 31Оценка рисков
У первоклассников низкая техника чтения для
обработки

информации (выход - в 1 классе лучше
выполнять исследовательские проекты);

Низкий уровень самостоятельности (выход - помощь
родителей и учителя);

Первоклассники не умеют слаженно работать в группе
(выход - создание правил работы в группе,
использование считалок);

Первоклассники не умеют аккуратно оформить
продукт своей деятельности (выход - творческие
проекты выполнять, начиная со 2-го класса).



Оценка рисков У первоклассников низкая техника чтения для  обработки информации (выход - в 1 классе лучше

Слайд 32Результаты анкетирования
Испытывают трудности:

Выступая на публику;
При работе с

информацией.

Результаты анкетирования Испытывают трудности: Выступая на публику; При работе с информацией.

Слайд 33Дальнейшее развитие проекта
Вовлечение в исследовательскую деятельность дошкольников, закреплённых за нашей гимназией.

Участие

в конкурсе проектов «Шаг в будущее» и других Всероссийских и Международных конкурсах.

Представление опыта работы в других образовательных учреждениях г.Сургута и России .

3.Размещение материалов проекта в сети Интернет.



Дальнейшее развитие проектаВовлечение в исследовательскую деятельность дошкольников, закреплённых за нашей гимназией.Участие в конкурсе проектов «Шаг в будущее»

Слайд 34Фотоальбом «Юные исследователи»

Фотоальбом    «Юные исследователи»

Слайд 35Исследовательский проект «Живая и неживая природа»

Исследовательский проект «Живая и неживая природа»

Слайд 36Исследовательский проект «Живая и неживая природа»

Исследовательский проект «Живая и неживая природа»

Слайд 37Информационный проект «Хлеб - всему голова»

Информационный проект «Хлеб - всему голова»

Слайд 38Проект «Путешествие в Мексику»

Проект «Путешествие в Мексику»

Слайд 39Проект «Путешествие в Мексику»

Проект «Путешествие в Мексику»

Слайд 40Проект «Путешествие в Мексику»

Проект «Путешествие в Мексику»

Слайд 41Информационный проект «Дед Мороз – Красный нос»

Информационный проект «Дед Мороз – Красный нос»

Слайд 42Исследовательский проект«В плену суеверий»

Исследовательский проект«В плену суеверий»

Слайд 43Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот

лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.

Постскриптум

Меняется мир непрерывно, неспешно.Меняется всё – от концепций до слов.И тот лишь сумеет остаться успешным,Кто сам вместе

Слайд 44Информационные источники:

А.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, 2011 г.
Брыкова О.В.,

Громова Т.В., Салова И.Г..
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г.
 3. А.И.Савенков. «Я – исследователь» рабочая тетрадь
для младших школьников, Самара, 2011 г.
4. http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to school-
vector.htm
5.http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html
6.http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm
7. http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm
8. http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html

Информационные источники:А.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, 2011 г.Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г..

Слайд 45Приложение № 1
Памятка для родителей
Участие в

проектной деятельности – сложный труд для ученика, и для родителей. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими как книги, фильмы, Интернет и др.
Действия родителей:
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.(Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор).
Выбор и формулировка темы проектной работы:
- помочь выбрать тему и обосновать выбор;
Формулировка цели и задач проекта:
- может потребоваться помощь в правильной формулировке цели и задач проекта.
План и структура выполнения проекта:
- помогают спланировать работу с учётом занятости детей;
- возможно, потребуется помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения.
Изучение необходимого материала для проекта:
-посмотрев список литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-либо источники;
- могут помочь организовать опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседу, работу в Интернете.
При подготовке ПРОДУКТА проекта:
- помощь в редакционной правке, оформлении, грамматическом или стилистическом контроле.
При публичной презентации:
- помочь провести последнюю проверку, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.

Приложение № 1Памятка для родителей     Участие в проектной деятельности – сложный труд для

Слайд 46Приложение № 2
Пояснительная записка

Рабочая программа НОУ «Школа Почемучек»

составлена для обучающихся 1 – 4 классов четырёхлетней начальной школы. Данная программа является компилятивной и разработана на основе теоретических материалов Брыковой О.В., Громовой Т.В., Саловой И.Г., Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г., а также практических материалов А.И.Савенкова «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г. Курс рассчитан на 138 часов (1час. в неделю).
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это становится возможным при грамотной организации проектной деятельности в начальной школе.
Занятия в научном обществе учеников «Школа Почемучек» направлены на обучение младших школьников проектированию как универсальному умению.
Актуальность данной программы очевидна, т.к. полученные знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к переходу в среднее звено. Данные занятия способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков.
Основные цели занятий:
обучение проектированию как универсальному умению;
выявление наиболее одаренных обучающихся класса, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных
областях науки;
развитие творческих способностей данных обучающихся;
расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы и повышение уровня знаний и эрудиции младших
школьников в интересующих областях науки;
пропедевтика научно – исследовательской деятельности младших школьников;
научить обучающихся начальной школы работать в рамках саморазвития и самообразования;

Приложение № 2Пояснительная записка   Рабочая программа НОУ «Школа Почемучек» составлена для обучающихся 1 – 4

Слайд 47Приложение № 3

Приложение № 3

Слайд 48Приложение № 4
Анкета

На какие темы тебе хотелось бы выполнить проекты?

Изобретения

человека;
Космос;
Природные явления;
Музыка;
Сказочные герои;
Животные;
Растения;
Транспорт;
Наши предки;
Жилище человека;
Время;
Религия;
Школа;
Жизнь людей разных стран Земли;
Другое ____________________________________________
Приложение № 4АнкетаНа какие темы тебе хотелось бы выполнить проекты? Изобретения человека; Космос; Природные явления; Музыка; Сказочные

Слайд 49Приложение № 5
23
2

Приложение № 5232

Слайд 50Приложение № 6
100%
80%

Приложение № 6100%80%

Слайд 51Приложение № 7
Результаты анкетирования
Ребятам больше всего нравится:
Работать в

группе или в паре;
Выполнять исследования, проводить опыты;
Искать ответы на свои вопросы;
Создавать компьютерные презентации.
Приложение № 7Результаты анкетирования Ребятам больше всего нравится: Работать в группе или в паре; Выполнять исследования, проводить

Слайд 52Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть