Слайд 1Организация групповой деятельности младших школьников
Пылева Т. Н., учитель начальных классов МБОУ
СОШ с. Тербуны
Слайд 2
«Умение учиться – это новообразование в первую очередь связано с освоением
формы учебного сотрудничества»
Г.А. Цукерман
Слайд 3Преимущества групповой формы
Здоровьесберегающий аспект
Обучающий аспект
Воспитательный аспект
Диагностический аспект
Слайд 4Этапы групповой работы
Подготовка к выполнению задания:
постановка познавательной задачи;
инструктаж о
последовательности работы;
раздача необходимого дидактического материала по группам.
Слайд 5Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри
группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
выбор и обсуждение общего решения;
подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).
Слайд 6Представление результатов работы:
сообщение о результатах работы в группах (в наглядно
оформленном виде или устно);
обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
обсуждение процесса работы, рефлексия.
Слайд 7Правила совместной работы
работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;
быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;
вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
следить за временем;
работать по алгоритму (плану);
доводить начатое до конца.
Слайд 8
Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу
группы.
Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.
Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.
Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.
Консультант – дает советы, рекомендации.
Слайд 9Место групповой работы в организации учебной деятельности
При
изучении нового материала
закреплении полученных знаний
повторении изученного
проведении контроля знаний
организации творческих работ
организации проектной деятельности
Слайд 10
создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной
деятельности в группе;
уяснить цели работы в группы;
научить ребят работать в группе и, лишь, затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;
обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);
Слайд 11
- организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим
количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);
- вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;
Слайд 12
- учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий.
Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;
- определить место учителя в совместной деятельности. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.
Слайд 13Древняя мудрость
« У человека к истине есть три пути: путь размышления
– самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый трудный, но самый благородный»