Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 «Умка»
г.Подольск
Опытно–экспериментальная деятельность во второй
младшей группе.
Подготовила: воспитатель Горбенко М. И.
Слайд 2Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка
к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Восприятие мира ребенком на третьем и четвёртом году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Слайд 3Восприятие- ведущий познавательный процесс в раннем возрасте. Его значение трудно переоценить.
Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Слайд 4Содержание уголков экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста.
- книги познавательного характера
для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.
- ткани.
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Слайд 5Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений", чудесный
мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
- семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Слайд 6Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание,
зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Слайд 7Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Слайд 81. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4.
Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Материалы для организации экспериментирования
(младший возраст).
Слайд 9Содержание исследовательской деятельности детей
(младший дошкольный возраст).
Работа с детьми направлена на
создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1. Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
4. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Слайд 10Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина,
бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Слайд 11 «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные
из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Ход: дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука!
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Слайд 13«Бумага мнется»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества
(цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Слайд 18ВЫВОД:
бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит,
легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.